Вдоль по Питеру

Татьяна СТРАХОВА

10.01.2018

Две столицы связал полузабытый ныне художник Василий Садовников (1800–1879), чью выставку открыл Государственный музей А.С. Пушкина. Уютные залы «Мезонин» в усадьбе на Пречистенке будто созданы для камерных работ — акварельных листов и литографий. Впрочем, это не обычные интерьерные гравюры: скорее, панорама города, а отчасти — страны. Своего рода летопись, созданная с помощью полупрозрачных красок и изящного, отточенного рисунка.

Какой роскошный байопик можно было бы снять о Садовникове, дожившем почти до 80 лет. В красках показать Россию дворянскую и крепостную, ее столицы и провинцию, где неоднократно бывал мастер ландшафта. Его заслуженно называли портретистом Петербурга, однако он оставил нам «физиономии» множества других городов Российской империи: Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсингфорса (Хельсинки). А свой последний рисунок создал в 1873 году в Тамбове, изобразив интерьер крестьянской избы.

В этом рассказе могли бы фигурировать самые разные люди, включая великих и прославленных, например, княгиню Наталью Голицыну (ту, которую считают прототипом старой графини в «Пиковой даме» Пушкина). Садовниковы были ее крепостными. Старший брат Василия Петр, будущий академик архитектуры, еще мальчиком был отдан в обучение к известному зодчему Андрею Воронихину. Получив первые навыки в рисовании от брата, Василий оказался сопричастен воронихинской школе, много взявшей от европейской классики. И ландшафты Садовникова-младшего — не что иное, как отечественный вариант знаменитого жанра «ведута», возникшего в Италии в XVII веке и охватившего Старый Свет, а также Россию.

В повествовании о мастере неизменно появились бы и другие представители творческой интеллигенции, вплоть до Пушкина, который вместе с известными жителями Петербурга изображен во время прогулки по главной улице Северной Пальмиры. На литографированной «Панораме Невского проспекта» (1835) запечатлен каждый дом — от Адмиралтейской площади до Аничкова моста. На редкость достоверное произведение стоило неравнодушному к бытовому жанру автору пяти лет труда. С помощью издателя Андрея Прево «Панорама» в литографиях разошлась по всей России. Две ее стороны из собрания ГМП склеены в ленты: правая — более семи метров в длину; левая — более восьми.

В 1838-м за «Интерьер парадной лестницы Академии художеств» Садовникову, только что получившему вольную, присвоили звание свободного неклассного художника. В дальнейшем мастер выполнял заказы Николая I, членов императорской фамилии и аристократов: князей Голицыных, Юсуповых, баронов Строгановых; запечатлевал и парады, и «першпективы», и дворцовые интерьеры. Много путешествуя, изображал разные города и такие события, как подготовка к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862-м.

Урожденный петербуржец, маэстро с ранних лет наблюдал жизнь столицы и стремился воспроизвести наиболее интересные детали. На его акварелях и рисунках — разнообразные части Северной Венеции: Дворцовая площадь, набережные Невы, центральные улицы, причем никогда не пустынные — ландшафт оживляют людские фигуры, порой целые толпы, если изображены исторические события. Художник хотел показать летние резиденции императорской семьи и великих князей: Гатчинский дворец и парк, Собственную дачу близ Петергофа, усадьбу Сергиевка. По его работам можно судить о том, как рос город: если в начале 1840-х на Исаакиевской площади собор еще окружен лесами, то на листе «Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади 25 июля 1859 года» Исаакий высится во всей красе. А в целом «город пышный, город бедный» Пушкина в поздних акварелях уступает место Петербургу Достоевского, впрочем, и этот облик неизменно сохраняет элегантность.