Корона Святого Вацлава в гостях у Шапки Мономаха

Татьяна СТРАХОВА

01.12.2017

Государственный исторический музей демонстрирует «Сокровища Пражского Града» — экспонаты из старейшей крепости, заложенной над Влтавой еще в раннее Средневековье. Проект торжественно открыл Милош Земан. «Нас объединяет совместная история и христианство», — подчеркнул президент Чехии.

Богатство историко-художественных коллекций, неповторимость архитектуры ставят Пражский Град в один ряд с ведущими музеями мира. При этом он является центром светской и духовной власти Чехии, в чем его несомненное сходство с Московским Кремлем. Королевские коронационные регалии — скипетр, держава и корона — никогда не покидают пределы Праги, как Шапка Мономаха — стен Кремля, поэтому в Россию привезены их драгоценные копии. Реликвии связаны с очень почитаемым правителем Чехии — императором Священной Римской империи Карлом IV Люксембургским, в 1346 году взошедшим на трон как Карел I.

Корона, изготовленная в середине XIV века, украшена жемчугом и крупными самоцветами, дополнена миниатюрной шапочкой из пурпурного бархата. Но главное, внутри — частица Тернового Венца. Регалия увенчивала голову монарха только в момент коронации. Постоянно же она хранилась (как и в наши дни) в соборе Св. Вита на голове статуи св. Вацлава. Отсюда название — «Корона Святого Вацлава».

Другой экспонат, восходящий к XIV веку, — реликварий первой чешской святой — Людмилы, которую чтут как покровительницу государства. Память этой мученицы отмечает и Русская православная церковь, не случайно ее имя столь популярно в нашей стране. Жена Борживоя I, первого христианского князя Чехии, основателя Пражского Града, вместе с мужем была крещена в конце IX века епископом Мефодием, одним из создателей славянской азбуки. В 921 году княгиню Людмилу задушили в результате заговора языческой знати, а в середине XII столетия причислили к лику святых.

По словам куратора выставки с российской стороны, заведующей отделом драгоценных металлов ГИМ Татьяны Сизовой, останки мученицы изначально находились в разных мощехранительницах, в том числе в герме, созданной в виде бюста для собора Св. Вита. В Исторический музей наряду с ним прибыли предметы из раки св. Людмилы — фрагменты покрова, которые ассоциируются с вуалью: как гласит предание, она послужила орудием убийства, а впоследствии стала символом княгини.

Определенную эклектичность проекта легко объяснить продолжительностью представленного временного отрезка. От древних предметов из сокровищницы св. Вита, включающих и бронзовый подсвечник XII века, мимо копий скульптурных портретов Карла IV и его четырех жен зритель переходит к свидетельствам иной эпохи. Престол Священной Римской империи в середине XV столетия заняли Габсбурги, и Чехия надолго оказалась под их властью, получив независимость лишь с крушением Австро-Венгерской империи в 1918-м.

В Москву прибыли старинная мебель и керамика, копии средневековых фрагментов скульптурного убранства собора Св. Вита, созданного зодчим Петром Парлержем. От мастеров Ренессанса — рукомой на блюде и шкатулка из Аугсбурга, отделанная эмалью; от эпохи барокко — солнечные и механические часы, инкрустированный перламутром сундук «восточного типа», ранний образец стиля «шинуазри», скромная карета и превосходные гобелены. Стиль бидермейер отражен в затейливом мейсенском фарфоре, хорошо известном и в России, а прославляющий чадолюбивых Габсбургов «Портрет императрицы Марии-Терезии с семейством» напоминает изображение семьи ее младшего современника, императора Павла I. Судьба одной из дочерей австрийской императрицы, Марии-Антуанетты, сопоставима с трагической участью «русского Гамлета». Другие параллели между нашими странами обнаруживаются с помощью совсем неожиданных экспонатов: две картины Айвазовского были приобретены президентом Томашом Масариком у эмигрантов, укрывшихся в Чехословакии от революции 1917-го, и теперь впервые вернулись в Россию.