Искусство в баррелях

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.11.2017

В Галерее искусств Зураба Церетели — выставочный проект Ирины Эльдаровой «Девушки предпочитают нефтяников». Провокационное название поначалу немного сбивает с толку. Можно подумать, что это намек на тучные нулевые: тема «черного золота» в те годы звучала особенно актуально, привлекая внимание многих авторов. 

Кому-то вспомнится привязчивое «у Олеси есть нефтяник» из попсового хита — квинтэссенции девичьих надежд того времени. Впрочем, быстро убеждаешься — Эльдарова рассказывает совсем о другом. Лучше всех ее поймут старожилы столицы Азербайджана. Искусствовед Джахангир Селимханов в аннотации к выставке отметил: «Так чувствовать радостно-приподнятую, пронизанную постоянно дующим ветром и джазом, атмосферу Баку 1950–1960-х, наверное, может только тот, кто сам жил в этом городе в эти счастливые времена».

Художница, выросшая в Москве и уехавшая в республику лишь в 80-е, конечно, не застала той поры, ей пришлось опираться на чужие рассказы и собственное воображение. Впрочем, экспозиция посвящена не конкретным персоналиям, а символам, даже поп-иконам, поэтому «взгляд со стороны» — исследователя, но не очевидца — выглядит вполне уместным.

В Штатах 1960-е принадлежали поп-арту. Энди Уорхол провозгласил своей музой Мэрилин Монро, тиражируя и без того популярный образ. В Советском Союзе представитель сурового стиля Таир Салахов создавал портреты обыкновенных героев-нефтяников. Эльдарова перемешивает символы двух миров: нежные и соблазнительные блондинки встречаются с мужественными и романтичными нефтедобытчиками. Четкое разделение ролей на «мужские» и «женские» — тоже из прошлого века, в нынешнее время, нравится это или нет, все стало куда сложнее.

Картины получились яркими, ироничными, слегка абсурдными. Почти экзистенциальный вопрос «Зачем это все?», вынесенный в название одной из работ, намекает то ли на пустоту и суетность глянцевого мира, то ли на бессмысленность изматывающего труда. «Ты мне веришь?» звучит уже более приземленно. На этой картине нефтяник что-то втолковывает наивной блондинке, прибегая к проверенному приему обольщения. В произведении «Обручение» неожиданный эффект создается переносом западных обычаев в чужой контекст: «Мэрилин», замершая перед коробочкой с кольцом, выглядит слегка комично на фоне будущих советских родственников.

Впрочем, творения Эльдаровой — не соц-арт и не экзерсисы Виноградова с Дубосарским. Ирония выступает лишь одним из ингредиентов, добавляя произведениям остроты. По сути работы рассказывают о визуальных кодах. Не только о тех, что господствовали в СССР и Соединенных Штатах в 60-е, но вообще об эстетических поисках XX века. Эксперименты с формой отсылают к опыту абстракции: подтверждением служат нефигуративные композиции художницы, также представленные на выставке. Насыщенные цвета, техника, порой напоминающая приемы пуантилистов, супрематические фигуры и сюрреалистические образы — все это превращается в краткую историю искусства последних ста с небольшим лет. А мифы, связанные со строительством коммунизма или воплощением американской мечты, оказываются лишь поводом для разговора о том, что останется потомкам от дня сегодняшнего.