Причудливо ТАССуется эпоха

Мария ЮРИНА

03.11.2017

ЦВЗ «Манеж» представил выставку «Главные кадры», которая стала итогом двухлетней работы по оцифровке фотоархива ТАСС. Проделан титанический труд: километры пленки перевели в электронный формат — это более 860 тысяч снимков. Лишь тысячу фотографий отобрали для показа, половина из них никогда прежде не публиковалась. На первый взгляд это фотопроект о советской эпохе, однако на поверку — он о современности.

Узкий коридор из ящиков, простирающихся на несколько метров ввысь, до самого потолка — вот вступление к выставке «Главные кадры». На самом деле это визуализация архивов ТАСС — фотография небольшой части хранилища в натуральную величину, перенесенная в «Манеж» в виде инсталляции. Она дает представление о том, как сохранялись снимки, и наглядно передает масштаб работы по оцифровке. По словам руководителя «Фотохроники ТАСС» Константина Лейфера, в хорошие годы в агентстве по всей стране и за рубежом одновременно работали 372 фотографа. Каждый отснял сотни (если не тысячи) событий и героев. Неудивительно, что за более чем столетнюю историю накопился почти миллион кадров (а ведь сохраняли лишь несколько карточек из одной съемки, отобранные редактором или автором).

Выжимкой из этого многотонного материала стала мультимедийная выставка «Главные кадры». Никакой скучной развески — концепция отвечает запросам зрителя ХХI века. Все снимки размещены в «Окнах ТАСС» — двусторонних подсвеченных витринах, отсылающих к знаменитым сериям сатирических плакатов, а также к окнам-телеэкранам здания агентства на Тверском бульваре. Впрочем, сегодня такое экспозиционное решение ассоциируется уже с экранами гаджетов. Таким образом куратор проекта Нина Гомиашвили связала историю и современность. По ее словам, идея родилась всего за две недели, а вот подготовка заняла полгода и могла бы затянуться еще на год, ведь объем архива колоссальный.

Всего на выставке 20 двусторонних витрин, то есть 40 «окон». Над каждым — заглавие, состоящее из названия агентства, «слепленного» с темой раздела, неизменно начинающегося на «С»: «ТАССОБЫТИЯ», «ТАССВЕРШЕНИЯ», «ТАССРАЖЕНИЯ», «ТАССЕВЕР», «ТАССЦЕНА» и т.п.

— Хотелось использовать шапку ТАСС и добиться композиционного единообразия, — рассказывает Нина Гомиашвили. — К тому же многие директории в архиве начинались на «С». Хотя, конечно, не все: «архитектуру» переименовали в «строительство», а здоровье — в «самочувствие». Такое очень советское слово, ведь врачи в СССР всегда спрашивали: «Как ваше самочувствие?»

В каждой витрине — с десяток тематических снимков, соединенных в асимметричный коллаж. Кажется, вот-вот они оживут и сменятся новыми. Ощущение «живой картинки» дополняют и два огромных экрана-стены. На одном — архивные фотографии в формате современной презентации (они меняют контраст, яркость и насыщенность цвета, четкость etc.), а между кадрами то и дело появляются цитаты философов и мэтров фотографии об этом виде искусства. На другом экране демонстрируются последние снимки ТАСС — это уже история России.

Есть и третья стена — она недвижима. Кажется, черно-белые фото на ней застыли, как памятники. Ведь на них немало легендарных событий и героев разных эпох. Здесь можно найти Бориса Пастернака — до боли одинокого; Владимира Маяковского — среди свои стихов-ступеней, зависших на стене вокруг поэта; Владимира Высоцкого — в образе Гамлета; Иосифа Сталина — на Ялтинской встрече; Никиту Хрущева — в обнимку с космонавтами. И тут же — простые люди: колхозница с овечкой под мышкой, мать на прогулке с оравой малышей, улыбающийся во весь рот трудяга на мотоцикле... Авторы этих 400 потрясающих кадров неизвестны. Организаторы надеются, что кто-то из зрителей узнает на снимках своих родных.

Дополняют медиавыставку говорящие инсталляции. На каждой выставлены несколько аппаратов, которыми в разные годы пользовались сотрудники ТАСС — буквопечатные и электронные телетайпы, фототелеграфы, фотопередатчики, а также представлен один из снимков, отмеченных профессиональной премией World Press Photo. Автор рассказывает историю своего удачного кадра. Зритель слышит щелчок затвора — и начинается история. Слушаешь и понимаешь, какое значение в этой работе имеет случай, удача и умение вовремя поймать момент, свет, сюжет... Например, Юрий Белинский получил награду в 1977 году за снимок гуляющего с собачками Карандаша. Корреспондент несколько раз договаривался о съемке и несколько дней ездил к артисту то в цирк, то в гостиницу, но тот никак не хотел фотографироваться. Тогда Белинский предложил прогуляться по городу. Они зашли в Летний сад, где нельзя выгуливать собак, но, к счастью, их никто не остановил. Там-то, наконец, и удалось показать, каков великий цирковой артист без сценической маски.

Или работа Александра Чумичева — он поймал момент выступления виолончелиста Элвина Макколла на конкурсе Чайковского. Снимок удостоен премии в 1984 году. Рассказ фотографа раскрывает профессиональный секрет: на съемку в консерваторию Александр ходил с ватным рукавом для камеры, чтобы приглушить звук щелчка «зеркалки», ведь он очень раздражал слушателей-меломанов, и Чумичев, женатый на скрипачке, хорошо это понимал. За границей подобные рукава продавались в специализированных магазинах, советские же фотографы все шили сами.

Но, наверное, самый пронзительный и в то же время воодушевляющий снимок, удостоенный World Press Photo в 1990 году, сделал Иван Куртов. На нем безногий ветеран, весь в медалях, сияя доброй улыбкой, едет на своей инвалидной тележке мимо нахимовцев, а те отдают честь. Фотограф случайно познакомился с героем, его история оказалась поразительной. Несмотря на потерю ног в годы Великой Отечественной, Анатолий Леопольдович Голимбиевский был счастлив в семейной жизни и успешен в работе — вот что значит сила воли! — он стал ведущим инженером в Институте метрологии. У ветерана были две машины на ручном управлении, которые он сам переоборудовал для себя. Было время — подрабатывал ремонтом телевизоров и на 9-й этаж к заказчику поднимался на своей маленькой инвалидной тележке. Куртов отправил материал в столичные издания, но его взяла только газета «Смена», а «Ленинградская правда» наотрез отказалась со словами «нам в газете патология не нужна». «После все газеты стали печатать ко Дню Победы фотографии и истории инвалидов, — вспоминает Иван Куртов. — Как будто только после моей фотографии пришло понимание, что они — тоже герои».

На открытие выставки организаторы пригласили всех фотографов, которые печатались в советские годы. Многих уже нет в живых, но для тех, кто до сих пор в строю, организовали поездку в Москву. Подобного мероприятия действительно никогда не бывало, и для фотокоров это большое событие.  

— Это грандиозная выставка, она должна была давно состояться, — говорит фотограф Владимир Гулевич, приехавший на открытие из Литвы. — Она отражает историю огромной страны. Сейчас, к сожалению, все стали чужими, а раньше были более солидарны. Думаю, этот проект — повод задуматься.

О солидарности, свершениях и событиях поразмышлять смогут не только москвичи, в планах устроителей — прокат проекта «Главные кадры» по России, странам СНГ, а затем и в Европе. Выставка изначально задумывалась как мобильная, передвижная экспозиция, несмотря на свой грандиозный размер. Но это планы на будущий год. Впрочем, все желающие уже сейчас могут познакомиться с фотоархивами ТАСС на отдельном сайте, где выложены все оцифрованные снимки и свежие кадры.



Фотографии: Мария Юрина