Собирательный образ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.10.2017

Столичная галерея ARTSTORY встречает трехлетие выставкой «Коллекция историй II». Первую годовщину в 2015-м здесь тоже отмечали масштабным проектом, состоявшим из более сотни работ. Нынешняя экспозиция не менее грандиозная, причем большинство художников не «пересекаются» с предыдущим смотром. Во второй раз представлены лишь некоторые авторы — Наталья Нестерова, Моисей Фейгин, Леонид Пурыгин, Анатолий Зверев.

Собрание началось с Владимира Мигачева, именно его картина стала первым совместным приобретением основателей галереи Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма. Затем появилась собственная площадка: название ARTSTORY намекает, что коллекционирование — дело не быстрое, включающее в себя не только поиск произведений, но и плотное общение с мастерами. Рабочие контакты порой выливаются в прочные, часто дружеские отношения.

Что касается картин, то с ними связаны поразительные случаи. И пусть сама по себе живопись или графика не слишком «разговорчивы», условия их создания порой напоминают лихой детектив. Некоторые особо любопытные происшествия опубликовали в специальной газете, посвященной праздничной дате. Оказывается, Егору Плотникову, некогда воспитаннику Вятского художественного училища, однажды пришлось писать портрет чуть ли не под дулом пистолета. Суровый «предприниматель» эпохи первоначального накопления капитала из Уржума захотел сделать приятное даме сердца: случайного художника, которым оказался Егор, «выдернули» с пленэра и привели в подвал. Закончиться все могло не так уж и радужно, но в итоге заказчик остался доволен, а Плотников получил бесценный опыт и две сумки с напитками различной крепости — сокровище для нищего студента.

Другая история, с привкусом абсурда, счастья и грусти, связана с Александром Волковым, постоянным «резидентом» галереи. Он вспоминает, как вместе с двумя друзьями создавал полотно для чайханы в затерянном в узбекских горах кишлаке: хозяин пообещал щедро заплатить. Трудились всю ночь: «…чайханщик включил радиоприемник, и тот неожиданно поймал «Голос Америки». В итоге презабавная сцена получилась: в глухом кишлаке под песни Эллы Фицджеральд московские художники пишут монументальный пейзаж».

Присутствуют и трагические интонации: например, о Николае Вечтомове — оказывается, его сюрреалистические вещи навеяны воспоминаниями о Сталинградской битве. Трескучие морозы, странное пустынное Заволжье, остатки румынской дивизии, «в абсолютно животном состоянии, голодные, по-русски не говорят, брели, лишь бы куда-то сдаться». Есть рассказ об авиакатастрофе, в которую попал Александр Лабас: происшествие, как известно, ничуть не убавило его любви к воздухоплаванию.

Особое внимание уделено наивным художникам и представителям направления ар-брют. «Почему не похоже?» — вопрос, который  регулярно адресовали и Павлу Леонову с его диковинным бестиарием, и Леониду Пурыгину, изображавшему существо по имени Пипа. На выставке целый зал отведен нестандартным авторам: здесь и балетные творения Кати Медведевой — изысканные, выполненные на черном бархате, и яркий женский портрет Люси Вороновой, и лукавые картинки Владимира Любарова.

В целом проект представляет самых разных мастеров: странных и вполне рациональных, сумасбродных и почти блаженных. Объединяет героев одно: плохо вписанные в официальную жизнь, они творили сами по себе, часто вопреки обстоятельствам. Многие — регулярные гости галереи, в том числе выставлявшиеся в этом году Дмитрий Иконников, Александр Кедрин, Мария Кулагина. Хронологические рамки экспозиции — от 1920-х до наших дней. Из ранних работ особенно любопытны рисунки «опаленного Востоком» Вениамина Кедрина. Один из них отсылает к женской головке Леонардо. Есть и другие редкости вроде двух картин Станислава Бычкова — художника закрытого и малоизвестного. Прекрасна графика Татьяны Мавриной и Вадима Гуляева, как всегда хороши пейзажи Максимилиана Волошина и Льва Лагорио. В неожиданном амплуа предстает возмутитель спокойствия Василий Шульженко. Его «Летний сон» (2004) — пример совершенно не провокационного гиперреализма. Полотно отличает любопытная перспектива — изображение словно «снято» с помощью широкоугольного объектива.

Галерее удалось занять свою нишу в перенасыщенном, казалось бы, арт-пространстве Москвы. Здесь регулярно, почти каждый месяц, устраивают вернисажи, издают даже не каталоги, а роскошные книги. Люсинэ Петросян рассказала:

— Это меценатский проект. Мы не тратим средства спонсоров — только свои — и не берем с художников деньги за выставки. Всегда находимся на стороне творцов, потому что им сегодня особенно нелегко. Многие любят инвестировать в искусство: следят за аукционными продажами, узнают, в каких выставках участвовали авторы. Для нас это не имеет значения, главное — сами произведения.