Истина в Вене

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.10.2017

ГМИИ им. А.С. Пушкина устраивает первый в России масштабный показ работ Густава Климта и Эгона Шиле. Формально приуроченный к Году туризма Россия — Австрия, он также предваряет празднование столетия венского модерна. 

В 2018-м в столице Альпийской республики пройдут выставки художников Югендстиля, которые станут главной приманкой для туристов. А пока можно, не выезжая из Москвы, насладиться произведениями из знаменитого музея Альбертина: 47 рисунками Климта и 49 — Шиле.

Вена как социальный и культурный феномен давно волнует ученых. Современный город — компактный, но имперский, с удобным общественным транспортом, чистыми улицами, зелеными парками, бесконечными галереями и музеями — считается самым комфортным для проживания. Подобной оценки он недавно удостоился в восьмой раз. Старожилы утверждают, что до Второй мировой столица выглядела иначе, однако искусство любили ничуть не меньше. Именно этим, вероятно, объясняется появление на рубеже XIX–XX веков целой плеяды деятелей культуры. В архитектуре лидером был представитель сецессиона Отто Вагнер, в музыке — изобретатель додекафонии Арнольд Шёнберг, в литературе — драматург Артур Шницлер, в науке — основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Среди художников пальма первенства принадлежала Густаву Климту. После смерти мэтра она перешла к его ученику Эгону Шиле.

Венский извод модерна называют особенным. Главная роль здесь отводилась вовсе не красоте: рафинированные столичные жители предпочитали искусство с «червоточинкой». Тяга к саморазрушению стала главной приметой «нервной эпохи», как называл ее Франц Кафка. Куратор от ГМИИ Виталий Мишин рассказал:

— Эстетика безобразного вызревала внутри модерна. Даже в ранних этюдах Климта встречаются старческие тела, которые с точки зрения прежних идеалов просто немыслимы. На выставке есть изображения беременных женщин — тоже знамения нового времени. Художник отбросил многие табу. Шиле подхватил эту манеру и довел ее до логического завершения.

По словам второго куратора, Кристофа Мецгера из музея Альбертина, творчество Густава Климта представляло собой кульминацию XIX века. Эгон Шиле стал художником иной формации:

— К сожалению, он умер слишком рано — в 28 лет, от испанки. Но в любом случае сильно повлиял на других авторов. Шиле считается крестным отцом современного искусства в немецкоязычных странах.

Действительно, новоявленный «Артюр Рембо», бунтарь и выскочка, определил имидж многих знаменитых мастеров прошлого столетия: например, эгоцентриков Сальвадора Дали и Энди Уорхола. Искренним увлечением Шиле были автопортреты. На выставке представлены как совсем ученические, не отличающиеся от штудий любого способного подростка (1906), так и гротескные — без одежды, с гримасой на лице (1910). Странная поза отсылает к знаменитому ню Альбрехта Дюрера: одного из главных нарциссов от искусства. В целом организаторы предложили достаточно ожидаемую подборку работ: изображения современников, вроде критика Артура Рёсслера, детские портреты, а также много женской натуры, преимущественно обнаженной. Натурализм, ломаные позы, яркие краски в ранних вещах и темные после 1912 года, когда художник несколько месяцев провел в заключении по обвинению в растлении несовершеннолетней, — все это вызывало возмущение благопристойной публики. Правда, Шиле вовсе не был первооткрывателем: сексуальное раскрепощение и исследование эротического обнаруживаются уже в рисунках Родена. Тем не менее зрителей шокировала свобода нравов австрийского вундеркинда. По словам Мецгера, подобное поведение являлось пощечиной общественному вкусу:

— Он был хорошо социализированным человеком, имел большой круг общения. То, что мы видим на картинах, не более чем роль, поза.

Как объяснил Мишин, нынешнее восприятие произведений Шиле и Климта отличается от взглядов начала XX века:

— Сегодня границы допустимого гораздо шире. В Альбертине в этом году прошла большая ретроспектива Шиле. Судя по каталогу, никаких ограничений у кураторов не было. У нас вариант чуть более сдержанный.

Если младший художник представлен довольно подробно, то со старшим ситуация иная: эволюцию творчества по показанным вещам проследить непросто. Очевидно одно — Климт-рисовальщик проигрывает Климту-живописцу. Рисунки автора «Бетховенского фриза», как правило, носят вспомогательный характер: мастер создавал серии эскизов, но по-настоящему творил уже на холсте. Те, кто видел полотна, принадлежащие «золотому периоду» (например, знаменитый «Поцелуй» в венском Бельведере), вряд ли будут поражены легкими, еле заметными движениями карандаша по бумаге. Впрочем, Мишин считает, что к их негромкой красоте нужно просто присмотреться:

— Работы Шиле действуют более непосредственно, даже агрессивно. Они мгновенно доходят до зрителя. А рисунки Климта окружают картину подобно ауре. Они служат комментариями к его творчеству, ведь художник почти не оставил собственных суждений. Требуется некоторое время, чтобы войти в мир его графики. И тогда живопись становится видна изнутри.