Репортаж с лейкой на шее

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

11.10.2017

Мультимедиа Арт Музей представил ранние произведения классика черно-белых снимков, основателя агентства «Магнум». «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946» рассказывает о становлении легенды: первые шаги в светописи, эксперименты и ранние шедевры. К слову, в 2000 году Ольга Свиблова уже показывала публике работы знаменитого автора, созданные, правда, в СССР в 1950–1970-е.

По современным меркам француз прославился крайне поздно. Ему было почти сорок лет, когда от издателя Пьера Брауна поступил важный заказ: запечатлеть представителей интеллигенции и богемы для серии монографий. И хотя проект так и остался неосуществленным, карьера Картье-Брессона вскоре пошла в гору. В 1946–1947 годах он работал в Штатах: готовил портреты творческих деятелей по просьбе Harper’s Bazaar; тогда же вместе с коллегами открыл агентство «Магнум». Впрочем, успеху предшествовал долгий путь, полный поисков и сомнений: будущий мастер начинал как художник, стажировался у скульптора и живописца Андре Лота. Позже, уже увлекшись светописью и купив «Лейку», окунулся в стихию кинематографа: был ассистентом у режиссера Жана Ренуара, сына легендарного импрессиониста. А в 1937-м снял собственный фильм «Возвращение к жизни», посвященный Гражданской войне в Испании. И горько сожалел впоследствии, что, полностью захваченный кинопроцессом, не сделал ни одной фотографии.

Эксперименты в смежных видах искусства добавили индивидуальности оптике Анри Картье-Брессона. Даже в ранних работах видны тяга к геометрии, репортажность и юмор: довольно острый, но не обидный для героев. Среди почти проходных кадров — ​да простит мэтр подобное кощунство — ​жемчужинами сияют вещи, вошедшие в сокровищницу XX века. Во французском Йере, где Картье-Брессон делал первые шаги как фотограф, в 1932 году маэстро заворожила поэзия ломаных линий лестниц и перил и плавной окружности бордюра. Тот же принцип зарифмованности использован и в других снимках. Скажем, в Испании, где Анри бывал несколько раз, его внимание привлекли странные переклички между образом почтенной сеньоры в черном и портретом фривольной полуобнаженной девицы.

Картье-Брессон никогда не боялся сложных заданий: он путешествовал по трущобам Мексики и Кубы, фотографировал бродяг и проституток. При этом его взгляд был далек от назидательности и морализаторства — ​интерес привлекала гротескная сторона действительности, ускользающая от глаза обывателя. Еще одна особенность — ​способность установить личный контакт, проявившаяся уже на заре карьеры. Герои сняты не исподтишка: автор вступает с ними в диалог. Иначе вряд ли бы удались знаменитые портреты мексиканских путан — ​с выбеленными лицами, темными губами, тонкими бровями-ниточками. Эти барышни, как и многие другие персонажи, будь то представители городских низов или почтенные обыватели, не вызывают отвращения или неприятия. Скорее, любопытство: чувство, испытываемое к миру самим мастером.

В экспозиции есть и по-настоящему личные произведения. Призванный в армию в 1939-м, Анри через год попал в плен. Сбежать удалось лишь после двух неудачных попыток: Картье-Брессон приобрел фальшивые документы и отыскал «Лейку», заботливо припрятанную в горах на северо-востоке Франции. Кадры, сделанные в ту эпоху, кажутся острыми и драматичными. Особо знаменит эпизод, когда во время освобождения концлагерей бывшие заключенные узнали сотрудницу гестапо, притворявшуюся одной из узниц. Для мощного эффекта оказались не нужны кровавые сцены: хватило запечатленных эмоций недавних мучеников. Эта способность взглянуть в лицо жизни сделала из основателя агентства «Магнум» идеального репортера. А эстетика работ доказала миру: Анри Картье-Брессон всегда оставался художником. Просто у маэстро XX века в приоритете была не кисть, а фотоаппарат.


Фото на анонсе: Анри Картье-Брессон. Аликанте, Испания,1933