Лакомый космос

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.11.2013

Искусство, создававшееся для украшения быта чиновников и мещан — тянувшихся к «высоким образцам», но не имевших больших денег, представляет выставка «Русская лаковая миниатюра. Традиции и современность». Она открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке: в первом зале можно увидеть сохранившиеся шкатулки XIX века, сделанные на фабрике Лукутиных. Их мягкое перламутровое свечение до сих пор является «фирменным» отличием всех изделий этой школы (нынешнее Федоскино). Изображения на миниатюрах — простые и умиротворяющие: русские тройки, пасторали, чаепития. Быстро ставшее национальной гордостью, искусство лаковой миниатюры пережило серьезные потрясения в XX веке: в революционные годы продукция федоскинских мастеров оказалась никому не нужной.

Те же исторические события подкосили иконописные школы в селах Мстёра, Холуй и Палех, что, как ни странно, позволило лаковой живописи выйти из кризиса. Итогом стало появление той миниатюры, которую мы знаем с детства и которую невозможно представить без строгих лиц палехской манеры, испытавшей на себе влияние традиций изображения святых. В советское время «народный космос» лаковой живописи, сохранивший сказочную и мифологическую основу, дополнился новыми образами — покорением межпланетных пространств («Утро первого полета», автор — Геннадий Кочетов), революционными и военными мотивами. Впрочем, в «современном» зале, включающем в себя миниатюры последних лет, злободневные темы представлены уже лишь отдельными вкраплениями (панно «Русский Вавилон», автор — Александр Смирнов).

Остается гадать, в каком направлении будет развиваться лаковая живопись. Она по-прежнему крепко хранит традиции своих школ, однако границы между стилями постепенно размываются: появляются, например, необычные миниатюры Юрия Петрова, увлекающегося восточными лаками. Впрочем, стилистические тонкости и чистота канона — далеко не главные вопросы, которые при отсутствии госзаказа предстоит решить некогда весьма успешному экспортному искусству.