Вечные образы

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.09.2017

В столичной галерее JART проходит выставка «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство».

Несмотря на камерный характер — всего представлено около ста экспонатов, — проект получился амбициозным. Организаторы попытались показать, пусть и пунктирно, пути развития нашего религиозного искусства. Самый древний образ создан в XVI веке: «Равноапостольный князь Владимир, князья-страстотерпцы Борис и Глеб». Когда-то он был приобретен Александром Липницким (один из основателей группы «Звуки Му» еще до того, как задумался о карьере в шоу-бизнесе, занимался коллекционированием). Жанна Белик, заведующая сектором экспертизы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, отметила:

— Символично, что экспозиция открывается этой иконой. Наша святость началась не с мученичества и крови, а со страстотерпчества. Человек отдавал жизнь за Христа, руководствуясь идеалами любви, а не после предложения отречься от Господа. Борис и Глеб погибли, поскольку не посмели поднять руку на родного брата.

Многие иконы на выставке оформлены роскошными «рамами» — божницами. Александр Липницкий, также присутствовавший на вернисаже, рассказал:

 —Божницы специально приобрели для проекта, чтобы показать, как образа воспринимались в старину. Ведь до 1913 года выставок икон почти не проводилось: они находились в «естественных условиях», в домах и церквях. Богатые люди украшали их окладами и роскошными киотами, а старообрядцы виртуозно вырезали большие рамы из простой сосны.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Сакральные изображения XVII–XVIII веков демонстрируют появление новых принципов иконописи — так называемого жизнеподобия, зачинателями которого стали мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым. На выставке можно увидеть образ «Богоматерь из деисусного ряда» (вторая треть XVIII века), выполненный вполне реалистично, что, по словам Белик, должно рождать ощущение, будто священнодействие происходит здесь и сейчас. Под влиянием мирского искусства развивалась, особенно в XIX столетии, живописная икона, авторами которой были светские мастера, получавшие церковные заказы. Впрочем, традиционные подходы тоже не забывались. Особый интерес в этом плане представляют староверческие образа. Как правило, их авторы ориентировались на древность: на выставке можно увидеть «Богоматерь Тихвинскую» (конец XVIII — начало XIX века). Отличительные признаки иконы, созданной «раскольниками», — двуперстное крестное знамение, а также буквицы «IС. ХС.» (вместо «IИС. ХС.» у «никониан»): староверы не приняли написание имени Христа как «Иисус», придерживаясь прежнего варианта «Исус».

Некоторые экспонаты обладают уникальной историей — как, например, «Преподобный Алексий человек Божий в молении Спасителю» (последняя четверть XVIII века). Жанна Белик пояснила:

— Мне было известно около семи или восьми подобных образов, больших по размеру. Святой довольно редкий, произведения созданы примерно в одно время. Попыталась разобраться. Выяснилось, что на севере Архангельской области есть почитаемый источник Алексия человека Божия, с ним связано огромное количество чудес, реально зафиксированных исцелений.

Русская икона, ставшая самостоятельным художественным явлением, все же не избежала влияния западного искусства. Пример тому — редкий экспонат «Царь и пророк Давид с музыкантами» (вторая четверть XIX века), тоже, кстати, найденный Липницким. Правитель Израиля обычно изображается с атрибутами власти. Здесь же он окружен людьми, играющими на различных инструментах, и держит в руках ноты, словно напоминая: псалтирь в первую очередь — поэтическая основа музыкальных произведений.

Рубеж XIX–XX столетий ознаменован появлением русского модерна. Особенно любопытен «Святой великомученик Победоносец Георгий» (вторая половина XIX века). По словам Белик, это эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Авторство пока не установлено, однако в заключении экспертов высказывается предположение, что томный юношеский лик мог быть выведен рукой Михаила Врубеля. И хотя изображение вызывающе современно, оно вступает в странную перекличку с некоторыми древними иконами, где святой предстает столь же юным и прекрасным.