ВИШ-лист

04.08.2017

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

В Галерее Зураба Церетели проходит выставка Василия Шевченко — художника-самоучки, философа, оригинала. «ВИШ» (так Василий Иванович подписывал свои работы) — яркий представитель наивного искусства. 

Василий Иванович Шевченко

Будущий мастер родился в 1926 году в селе Колыбелка Воронежской губернии. Систематически живописью не занимался: в крестьянской семье о подобных изысках не помышляли. В Великую Отечественную сражался в пехоте, получил тяжелое ранение, лечился в госпиталях в Москве, Саратове, Черняховске. В 1950-м переехал в Липецк. Пытаясь прокормиться, перепробовал множество профессий: был моряком, руководителем духового оркестра, художником-оформителем на заводе и в трамвайном депо. Но никогда, даже после второго инфаркта, не переставал мечтать о «большой живописи». И в конце концов добился признания. Один из его первооткрывателей — знаменитый реставратор Савелий Ямщиков. В 1991 году Шевченко приняли в Союз художников России, появились поклонники в Европе и США.

Нынешний проект «Апофеоз жизни» — малая, но репрезентативная часть наследия «ВИШа», ушедшего из жизни 20 лет назад, в 1997-м: сказочно-мифологические петухи, бабочки, русалки, а также умиротворенные пейзажи и тревожные абстрактные композиции. Шевченко работал в общей для наивных мастеров «детской» манере, однако всегда утверждал: в его произведениях много метафизики. Подробными разъяснениями не баловал, так что зрителю было над чем поломать голову. Вот петух — то ли олицетворение бойцовского характера (недаром художник создал автопортрет в образе птицы), то ли вестник зари, победы света над тьмой. Другой частый «гость» его картин — бабочка. В работе «Апофеоз жизни» (1992) ее хрупкость подчеркивается цветовыми контрастами: яркой красной и густой черной красками.

Колористическая интенсивность характерна и для произведений, которые можно отнести к экспрессионизму. Шок войны и предчувствие экологической катастрофы выразились в почти мунковских «вскриках». В качестве примера — странный полуабстрактный «Пейзаж» (1993), темный и хаотичный. Еще загадочнее изображение огромной лошади у стола, на котором лежит рыба («Пейзаж с лошадью», 1991). Что это — причудливая игра воображения? Или отсылка к христианской теме, где рыба — символ Богочеловека, а четвероногое — рыжий конь апокалипсиса?

На контрасте почти утраченным раем выглядят пейзажи родной земли. По воспоминаниям вдовы Таисии Филипповны, художник в 70-е и 80-е трижды в день ходил на этюды: и в дождь, и в снег. Небольшие вещи писал в основном на оргалите: аллюзия на представителей наивного стиля и примитивистов, например Пиросмани, тоже использовавшего нестандартный материал — клеенку. Время покажет, сможет ли Шевченко занять в истории такое же место, как грузинский гений, а пока зрителям предлагается разделить с маэстро полноту жизни — с ее радостями и печалями.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть