Стойкий латышский Андерсон

Денис СУТЫКА

06.06.2017

В Риге открылась фотовыставка латышского художника Вольдемара Андерсона. Корреспондент «Культуры» побывал на родине мастера и попытался разобраться, как относятся к нему соотечественники.

Думаю, большинство россиян с именем Вольдемара Андерсона не знакомы. Будущий классик советской фотографии и живописи родился в Риге. Учился в художественной школе. В ноябре 1917 года занимался в студии Николая Рериха, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), которые окончил по классу Константина Коровина. Во время Октябрьской революции Андерсон и ряд других латышских стрелков обороняли Петроград, в 1918-м им же было поручено сопровождать Ленина в Москву. Уже в Первопрестольной они охраняли Кремль. 

Среди собратьев по оружию Вольдемар встретил людей, разделяющих его пристрастие к творчеству. Андерсон вошел в Ассоциацию художников революционной России и в ее составе ездил по городам и весям. Помимо кисти он всегда брал с собой фотоаппарат, отсюда такая разнообразная коллекция снимков. Позже стал членом общества «Прометей», которое занималось культурно-просветительной работой среди латышей, проживающих в Союзе. Тем не менее в 1937 году Андерсона обвинили в организации террористической группы и расстреляли как врага народа. Реабилитирован он был лишь в 1957-м. На родине художника также считали предателем, но подозревали уже в шпионаже в пользу Москвы. Кстати, отношение к нему в Латвии до сих пор неоднозначное.

Перед открытием выставки для московских гостей организовали экскурсию по старому городу. Наш гид Арманс за годы работы усвоил одну простую вещь: у каждой страны свой взгляд на историю. Что он рассказывает другим группам — остается только гадать.

— Мой бизнес на 90 процентов связан с Россией, — сразу сообщил Арманс, показывая, что с нами ему делить нечего.

Стоим в самом центре Риги на Ратушной площади. Впереди музей. Когда-то — красных латышских стрелков, но в 1993-м его переформатировали. Теперь он посвящен оккупации Латвии фашистской Германией и Советским Союзом в период с 1940 по 1991 год.

— Обычно русские туристы интересуются советской оккупацией, — признает экскурсовод. — Скажу честно: просто кому-то из политиков зачесалось поднять националистический вопрос.

Выставка «Фотографии Вольдемара Андерсона — 20–30-е годы ХХ века глазами современника» расположилась в Центре реновации KokaRiga. Демонстрируется около 70 снимков. Творчество мастера неразрывно связано с ключевыми событиями революционной России. На фотокарточках представлен быт латвийских деревень, сбор урожая и сенокос, вечерние посиделки — в общем-то, обычная жизнь людей, попавших в водоворот истории. Запечатлено очень много детей: в то время они помогали взрослым, устраивали бесконечные игры в рижских переулках. Андерсон по большей части создавал социальный портрет эпохи. Кроме того, здесь можно увидеть облик города начала XX века — деревянные постройки, заводы, рынок, где торговали лаптями, керосиновыми лампами и глиняной посудой.

К открытию экспозиции в музее при центре были реконструированы несколько квартир Московского форштадта, где запечатлено убранство латышских домов конца XIX — начала XX столетия. Тут, кстати, хранится лицевая часть полутораэтажного деревянного строения с вековой историей. Именно такой была в свое время Рига, если не считать старой части города: собранная из бревен без единого гвоздя. Директор музея входит в комиссию по сохранению деревянных домов и утверждает, что при должном отношении они простоят еще не один десяток лет. Теперь это раритеты, их осталось не так много. В нескольких комнатах музея можно увидеть, как менялись предметы быта латышей. Прежде жили большими семьями, на пятиметровой кухоньке собиралось по десять человек. Тут же располагалась мастерская по починке обуви. Новые башмаки для ремесленников и крестьян были роскошью, поэтому люди старались подлатать свои. В комнате, относящейся к советскому периоду, уже отчетливо можно заметить, как в дома рижан проникала культура стран Запада и России. Это видно по цветным подушкам, репродукциям картин и плакатам. Появляются знакомые каждому советскому человеку швейные машинки и телефоны с диском.

Организатор проекта, председатель правления некоммерческого партнерства «Связь времен», основатель фонда «Сила духа» Александр Шлычков рассказал:

— Я решил сделать эту выставку с учетом политической обстановки между Россией и Латвией. Отношения стали накаляться, а спорт и культура все-таки работают на сближение. Так что это наш вклад в усилия дипломатов. В 1920–1930-е годы Андерсон создал серию снимков, благодаря которым сегодня можно увидеть ключевые события прошлого глазами современника. А именно такой подход помогает их лучше понять. Мы рады, что привезли работы фотографа и художника на его родину.