Танцующая на холсте

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.05.2017

Наивный художник должен быть немного блаженным. Так нередко считает публика, и судьба Кати Медведевой полностью оправдывает зрительские ожидания. Долгое время она и не помышляла об артистической карьере: сирота, в девять лет оказавшаяся в детдоме, получила профессию ткачихи, затем сменила множество мест работы. Нигде особенно не задерживалась: не терпела лицемерия и плохого отношения, если что, не дрогнув, требовала расчета. В 39 случайно взяла в руки кисть — и с тех пор не может остановиться. 

Произведения Кати — так, несмотря на почтенный возраст, просит называть себя художница — признали на самом высоком уровне. В 2004-м ее персональная выставка прошла в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешняя ретроспектива — юбилейная, посвящена 80-летию автора, а также сороковой годовщине творческой деятельности. «Искусство чистой души» в Петровском пассаже показывают в рамках фестиваля «Черешневый лес»: здесь можно увидеть полотна из десяти частных коллекций. Подобный контекст для картин Медведевой весьма органичен, ведь один из ее главных героев — русский балет, широко представленный на самом смотре.

Катя увлеклась классическим танцем не сразу — ей, жительнице глухой провинции, трудно было соприкоснуться с изящным искусством. Поворотным моментом стали мемуары Майи Плисецкой: остроязыкая прима открыла перед художницей новый увлекательный мир. С годами Медведева превратилась в весьма «продвинутого» балетомана. Она не только точно воспроизводит сцены из спектаклей, например, танец двух виллис, Монны и Зюльмы, в знаменитом «белом» акте («Жизель», 2004), но и обращается к истории. В частности, вспоминает о феномене бэби-балерин: юных звезд первой трети XX века, добившихся известности еще подростками. 

Так, на одной из работ изображена Алисия Маркова. Русский псевдоним англичанке Маркс придумал неутомимый Дягилев, предложивший 14-летней танцовщице присоединиться к его труппе. Впоследствии «малышка» выросла и основала Английский национальный балет — престижную труппу, существующую по сей день, — однако это уже остается за рамками картины.

«Черешневый лес» взялся представить все грани таланта Медведевой: тут можно увидеть не только танец, но и натюрморты, пейзажи, работы на библейскую тему — еще один лейтмотив творчества художницы. Все это выполнено звенящими чистыми красками, когда-то восхитившими самого Шагала. А надписи на полотнах, оставленные трогательным, почти детским почерком, лишь добавляют шарма. Скажем, на портрете Пушкина (2008), созданном, кстати, с помощью не только пигментов, но и ткани (Катя успешно демонстрирует разнообразие техник), есть послание: «Александр Сергеевич Пушкин, спасибо Вам!» И это слияние вербального и изобразительного ряда — повод вспомнить о средневековой миниатюре. Впрочем, от подобного сравнения Медведева наверняка отмахнулась бы. Ведь ее ведет по жизни простая цель: рисовать, рисовать, рисовать. Она признается: когда впервые встала перед мольбертом, почувствовала, будто прежнюю кровь выкачали и наполнили тело новой. Прошлой жизни как не бывало. С тех пор, словно следуя завету Ницше «День прошел зря, если я не танцевал», Медведева непрерывно пишет картины. Часто — именно про танец. И тогда день проходит не зря вдвойне.