Близкие люди

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.04.2017

Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Дмитрий Жилинский. Ближний круг», посвященную 90-летию со дня рождения художника. 

В 2007-м здесь уже устраивали ретроспективу мастера — масштабную, включавшую около 100 картин. Присутствовал тогда на вернисаже и сам Дмитрий Дмитриевич, ушедший из жизни два года назад. Нынешняя экспозиция куда скромнее: всего один зал, 25 работ. Впрочем, это вполне соответствует задаче проекта — показать камерный семейно-дружеский мир, бывший основным «героем» полотен мэтра. 

Ровесник представителей «сурового стиля», художник в эстетическом плане всегда держался особняком. Писал картины торжественные, несколько условные, чистыми звонкими красками. Тонкокостные, чуть маньеристские модели Жилинского напоминали то ли андрогинных боттичеллиевских красавиц, то ли мадонн Лукаса Кранаха Старшего, созданных под влиянием готики. Дополнительное измерение работам придавало то, что в большинстве случаев отечественный автор изображал конкретных людей из ближайшего окружения: членов семьи, друзей, учителей. При этом частное и рутинное обретало под его кистью возвышенное звучание. Внимание к бытовым деталям роднило Дмитрия Дмитриевича со старыми мастерами, а умение разглядеть вечное за фасадом обыденности — с живописцами Ренессанса. Само обращение к минувшей эпохе, в том числе с помощью техники (темпера по левкасу), было серьезной и хорошо продуманной позицией, а вовсе не попыткой китча.

Выставка знакомит зрителей с ключевыми произведениями. Прежде всего это «Гимнасты СССР» (1964–1965) и «У моря. Семья» (1964). На последнем — не только Жилинский, его жена с детьми, но и друзья, коллеги по цеху: Гелий Коржев, Петр Оссовский. Групповым «снимком» родных и близких выглядит картина «Воскресный день» (1973). Здесь живописец запечатлел своеобразную «коммуну», сложившуюся в знаменитом «Красном доме» в Новогиреево. Здание из неоштукатуренного кирпича было возведено художниками Владимиром Фаворским, Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым в 1939 году. На первом этаже располагались мастерские, а на втором — жилые комнаты. 

Дмитрий Дмитриевич поселился тут в 1944-м, когда приехал из Сочи на учебу в Москву: он приходился Ефимову дальним родственником. В этих стенах написаны многие работы, например «Утро» (1954), где изображена первая жена автора, скульптор Нина Жилинская, с младенцем. Кстати, дом существует до сих пор: теперь там обитают потомки первых «коммунаров». Художник с семьей уехал из гостеприимного Новогиреево в 1973-м, создав на память тот самый «Воскресный день».

Тяга к торжественным полотнам прослеживается в «Групповом портрете студентов-скульпторов» (1964), триптихе «На новых землях» (1967). На «Портрете дипломата В.С. Семенова с женой и дочерью» (1978) герой — человек с рафинированным вкусом — показан среди предметов искусства: если бы не современный костюм, вполне можно было бы приписать произведение кому-нибудь из старых мастеров. 

Вершиной стали вещи, созданные по заказу Королевского дома Дании. Сами полотна хранятся в Копенгагене, однако на выставку удалось заполучить эскиз парадного портрета королевы Маргрете II (1993). Любопытно, что она запечатлена на фоне шедевра кисти Валентина Серова («Портрет Александра III», 1899). Дмитрий Дмитриевич вспоминал: на монаршую особу произвел большое впечатление тот факт, что российский мастер приходится дальним родственником великому живописцу — бабушка Жилинского была сводной сестрой Валентина Александровича.

В произведениях, представленных в Третьяковке, удивительно сочетаются нерв XX века и атмосфера ушедших столетий. Автор обладал важным умением — говорить о прошлом без явных архаизмов. Такова картина «Под старой яблоней» (1969), где пожилая мать и дети художника олицетворяют вечное колесо жизни, бесконечную и неумолимую цепь умираний и возрождений. Его творчество не вызывает чувства, что перед тобой одинокий человек на пустой земле, оторванный от корней, ощущающий метафизическую пустоту. Напротив: всегда присутствует связь веков — сквозь повседневное просвечивает вечное. Может, поэтому Жилинскому удалось так долго работать, дожить до 88 лет и быть счастливым.



Фото на анонсе: Кирилл Зыков/mskagency.ru