Все твои трещинки

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.01.2017

Центр братьев Люмьер представляет выставку «Говард Щатц. 25 лет в фотографии»

Шатц — живой пример того, что никогда не поздно поменять профессию. Успешный офтальмолог из Сан-Франциско после многих лет работы решился на рискованный шаг: посвятить себя хобби. Впрочем, в его подходе чувствуется академическое прошлое: в интервью Говард признается, что предпочитает снимать сериями. Это доказывают кадры, сделанные на протяжении двадцати лет (правда, не привезенные в Россию). Скажем, взросление человека — от материнской утробы до совершеннолетия. Беременные — любимая Шатцем тема. Мастер уверяет, что хотел бы также годами фотографировать танцовщиков — еще одна его idee fix. Балет и contemporary dance привлекают Шатца сверхчеловеческими возможностями артистов. Здесь вновь смешиваются дотошность ученого, исследующего рельеф тела (особенно в серии «Складки»), и восторг эстета перед физическим совершенством человека. Последнее дает повод сравнивать американца с его скандальным соотечественником Робертом Мэпплторпом. Впрочем, снимки Шатца куда более целомудренные: обнаженные фигуры танцовщиков аккуратно окутаны тенями.

При этом Говард не так уж идеализирует действительность: натруженные пальцы солистки АБТ Паломы Херера способны напугать неподготовленного зрителя. Социальное измерение проявляется и в других циклах: «Заключенные» и «Бездомные». Некоторые кадры предваряет краткая история — например, Сары Смит, когда-то эффектной «девочки по вызову», теперь — татуированной бродяжки. Однако в большинстве случаев Шатц предлагает зрителю самому домыслить прошлое персонажа. А заодно — вообразить его последующую судьбу.

Отдельного внимания заслуживает серия «В характере: актеры». Известные и не очень артисты изображают на камеру ситуации, предложенные фотографом. И если Колину Ферту досталась несложная роль героя-любовника, встретившего женщину, с которой у него была короткая интрижка, то Майклу Дугласу повезло куда меньше. Впрочем, титан Голливуда справился — и вполне убедительно сыграл 14-летнюю девочку, застукавшую старшего брата с резиновой куклой.

И, наконец, тема спорта. Шатц скрупулезно раскладывает шаг или взмах руки атлета на малейшие движения, используя на съемках стробоскоп. Успешные итоги экспериментов доказывают: понимание законов оптики, а также хорошая академическая база никогда еще не вредили фотографам.