Дворцовые тайны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.12.2016

Музей-заповедник «Царицыно» показал вторую часть проекта «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы». Летом экспозицию уже представили публике — правда, в неполном объеме. Нынешняя премьера посвящена трем новым залам, охватывающим наиболее трагичные страницы истории резиденции: именно отсюда семью Николая II увезли в Тобольск.

Более тысячи уникальных предметов, впервые после 1941-го собранные на одной площадке, рассказывают о судьбе дворца. Двухэтажное здание в палладианском стиле было возведено по указу Екатерины II для любимого внука Александра и богато украшено к его бракосочетанию. Властная императрица хотела, чтобы новое жилище понравилось жене великого князя: «Я надеюсь, что она будет довольна мною, я делаю все, чтобы ей угодить. Я ей дала самого красивого юношу в моем государстве».

Расположенный в живописном Царском Селе, Александровский дворец то становился любимой резиденцией государей, то попадал в опалу — как в период правления Павла I, избегавшего всего, что напоминало ему о матери. Здание, построенное для загородной жизни, одновременно служило и местом для высочайших приемов. Об этом напоминают особые экспонаты — парадная форма русских монархов: от зеленого платья, принадлежавшего Екатерине II, до миниатюрного мундира цесаревича Алексея Николаевича.

Дворец был свидетелем множества событий в жизни нескольких поколений Дома Романовых. Здесь появлялись на свет и уходили в мир иной члены монаршей семьи. Так, резиденция оказалась последним пристанищем любимой дочери Николая I Александры — «Адини». Умершая при родах (ее недоношенный сын прожил лишь полтора часа), она по просьбе царя увековечена Карлом Брюлловым в портрете-иконе (1845), помещенном в дворцовой молельне.

Судьба последнего императора России также тесно связана с царскосельской резиденцией, тут он провел много счастливых лет. Царь был прилежным семьянином, обожавшим жену и детей. Среди экспонатов — нежное письмо Александре Федоровне на английском, датируемое 1916 годом: абсолютно целомудренное, но при этом, пожалуй, слишком личное для демонстрации. Кроме того, на выставке можно увидеть иконы, принадлежавшие семье монарха. А также дневниковые записи, фотографии, открытки, которые Романовы дарили друг другу…

Самый трогательный зал — повествующий о мире детства: потомкам Николая II было суждено навсегда остаться юными. Поражают воображение игрушки, подаренные родственниками и главами государств. Например, нарядная упряжь для ослика, презентованная королем Италии Виктором Иммануилом III. Прилагавшаяся к ней повозка, запечатленная на фотографии 1910 года, увы, не сохранилась. Другой роскошный экспонат — домашний театр-гиньоль, преподнесенный цесаревичу. Есть и прекрасные куклы. Впрочем, младших Романовых не слишком-то баловали. Воспитанные в скромности, дети самодержца получали доступ к изысканным игрушкам лишь в торжественные дни. В обычное время им полагались какие-нибудь безделицы — например, такса из папье-маше.

Финальный зал немного приглушает праздничное настроение. В других помещениях зритель слышит мерный ход часов, в «детской» звучит мелодия «Ах, мой милый Августин»; здесь же царит тишина. Цветные фотографии показывают нам опустевшие залы, заснятые по просьбе Георгия Лукомского, председателя Комиссии по приемке и учету имущества Царскосельского дворцового управления. Красивая мебель, пышные растения в кадках, картины, лепнина… Великолепно декорированные комнаты выглядят осиротевшими. «Дворец жив, пока его населяют люди. Они уехали, и время остановилось», — объяснила куратор Ольга Барковец. Однако организаторы все же решили не завершать рассказ на грустной ноте. Замыкает выставку цитата из записи Александры Федоровны, адресованной Ники в год их бракосочетания: «Нет больше разлук. Наконец мы вместе, связаны на всю жизнь. И когда эта жизнь закончится, мы снова встретимся в другом мире, чтобы остаться вместе навсегда».