С лицевой стороны

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.12.2016

На ВДНХ в павильоне №59 «Зерно» проходит выставка «Непарадный портрет. Искусство XX века». Здесь показано более 100 экспонатов — от авторов, связанных с объединением «Мир искусства», до московских концептуалистов и группы AES+F. 

Организаторы провели любопытные параллели: в 1905 году неутомимый Дягилев устроил в Таврическом дворце масштабную галерею портретов XVII — начала XX столетия. Для того чтобы собрать картины, Сергей Павлович лично объездил более 70 усадеб Российской империи, открыв для владельцев, а позже — для широкой публики забытые имена и полотна. Та легендарная экспозиция фактически заново познакомила зрителей с русским искусством и натолкнула на обсуждение отечественной истории. Удастся ли добиться подобной цели нынешним кураторам, выбравшим иной временной период — противоречивый XX век?

Отличия заметны невооруженным глазом. Московская выставка более камерная. К тому же в фокусе внимания не магистральные соцреалистические полотна, а картины, получившие статус маргинальных. Причем не в плохом смысле слова: просто их авторы, как правило, не относятся к числу первых имен. Хотя есть и исключения. Круг «Мира искусства» представлен знаковыми фигурами: Мстиславом Добужинским с маньеристским изображением княгини Гагариной (1935), а также Зинаидой Серебряковой с карандашным автопортретом (1920-е).

Молодое советское искусство олицетворяют творения учениц Петрова-Водкина: Надежды Лермонтовой и Фавсты Шихмановой. А также работа Анны Лепорской, поначалу трудившейся под руководством Кузьмы Сергеевича, но затем ставшей последовательницей Казимира Малевича. Гранды тех лет — Родченко, Степанова, Татлин — выступают в малоизвестной ипостаси: в качестве мастеров живописи. Аналогичная ситуация с известным иллюстратором Юрием Васнецовым: в экспозицию попали не милые детские рисунки, а портрет жены Галины, тоже художницы. Отчего-то Васнецов изобразил ее в необычном наряде: то ли бальном платье с пышной юбкой, то ли балетной пачке, с охапкой роз в руках (1960-е). А один из основателей «сурового стиля» Виктор Попков озадачивает жизнерадостными работами (эскиз картины «Лето. Июль», 1967), которые мало ассоциируются с его хрестоматийными вещами.

Конец XX века интересен не произведениями московских концептуалистов, а более тонкими авторами. Стоит отметить автопортрет Тимура Новикова, основателя Новой академии изящных искусств, примерившего образ Оскара Уайльда. Группа AES+F, знаменитая масштабными красивыми видео, презентована, к сожалению, лишь статичными фотографиями (серия «Лесной царь»). А Александр Пономарев, представлявший Россию на Венецианской биеннале в 2007 году, показал инсталляцию «Нарцисс»: за шторками, ведущими в темную комнату, обнаруживается экран с видео, а также небольшой помост с блестящим полом. На пресс-показе никаких предупреждающих табличек не было, так что зрители рисковали окунуться в воду — именно ее гладь и создавала иллюзию сверкающей поверхности. Повторить судьбу Нарцисса, то есть погибнуть от самолюбования — не об этой ли опасности предостерегли художников и публику? Если так, то инсталляция актуальна, но промочить зимой ноги все-таки не хотелось бы.


Фото: Григорий Галантный для ВДНХ