Государство Сальвадор

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.10.2016

29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Имя «Великого комбинатора» наверняка вызовет ажиотаж у зрителей. Впрочем, пришедших в музей ждет дополнительный сюрприз — знакомство с живописцами бунтарского региона, у нас почти неизвестными. Накануне вернисажа «Культура» побеседовала с одним из кураторов проекта, научным сотрудником Отдела западноевропейского изобразительного искусства Святославом САВВАТЕЕВЫМ.

культура: Кому принадлежит идея экспозиции?
Савватеев: Нашему куратору со стороны Каталонии — Алисии Виньяс Паломер. Она историк искусства, художник и, если честно, душа и смысл этой выставки. Подготовка шла четыре года. Всего здесь 70 работ, созданных 29 мастерами. Алисия — автор множества проектов, посвященных живописцам комарки Эмпурда. Сразу оговорюсь: Ампурдан — географическое название на кастильском. В Каталонии, как известно, два официальных языка. На афише и в титуле каталога вы также увидите «Ампурдан», однако в тексте мы используем каталанский вариант — Эмпурда. Я недавно путешествовал по региону: все указатели только на каталанском. Выставки вроде нашей — эксклюзивные и редкие. Они устраивались в Каталонии, во Франции. В собственно Испании подобный показ был лишь в 1995 году, в Мадриде. Раньше, особенно во времена Франко, слишком жестко решались национальные вопросы.

культура: Думаете, нашим зрителям каталонские художники придутся по вкусу?
Савватеев: Почему-то в России сюрреализм пользуется огромной популярностью. Когда мы только обсуждали проект, все — и коллеги, и родственники, и друзья — спрашивали: будет ли Дали? У многих это направление в искусстве ассоциируется с его именем.

культура: А в чем своеобразие фантасмагорий каталонского «разлива»?
Савватеев: Комарка Эмпурда — особый регион. Необычная природа, скалы, странное освещение. Знаменитый ветер трамонтана: когда он дует, слышен такой гул, что люди иногда сходят с ума. Все это повлияло на искусство тех мест.

культура: В экспозиции будут только сюрреалисты?
Савватеев: Нет, проект охватывает период с конца XIX до конца XX века. Есть картины, созданные до эпохи Дали. Отдельно представим школу Хуана Нуньеса, профессора двух училищ в Фигерасе. Многие, в том числе Сальвадор, совершенствовали под его руководством рисунок и живопись.

культура: Если не ошибаюсь, Дали считал его любимым учителем и говорил: «Я уважал его, как никого другого, и всему, чему научился в жизни, я научился от него»?
Савватеев: Действительно, легендарный художник очень высоко ценил мэтра. Нуньес был гравером с академическим образованием. Создавал реалистические работы. Требовал, чтобы ученики уделяли внимание рисунку, обращались к натуре. Ведь даже прекрасная живопись смотрится бледно, если есть проблемы с линией. Дали, кстати, в итоге стал замечательным рисовальщиком.

культура: Какое влияние Сальвадор оказал на прочих сюрреалистов?
Савватеев: Скорее, он сам попал под их обаяние. Многие вещи Дали заимствовал у других мастеров и эксплуатировал до исступления, если один раз «срабатывало». Нередко вдохновлялся идеями Жоана Миро — тоже каталонца. Как и все сюрреалисты, исходил из представлений о сверхнатуре, увлекался толкованием сновидений и штудировал книги Фрейда о подсознании, жаждал познакомиться с самим психологом. В 1938-м благодаря содействию Стефана Цвейга ему наконец-то удалось навестить ученого в Лондоне. Надо сказать, Фрейд не понимал и не любил сюрреалистов, хотя те сделали из него икону. Утверждал, что они на 100 процентов дураки, вернее дураки «на девяносто пять процентов, исходя из крепости спирта». После визита «фанатичного испанца» профессор несколько изменил мнение о художниках, но не об их творчестве. Писал Цвейгу на следующий день: «С критической точки зрения, следует признать, однако, что искусство не должно позволять себе расширять свои границы до такой степени, поскольку качественное взаимодействие между бессознательным материалом и подсознательным процессом должно находиться в некоторых рамках. В любом случае налицо серьезные психологические проблемы».

культура: Расскажите о произведениях, которые можно увидеть в рамках смотра.
Савватеев: Есть знаменитое полотно Дали «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» из собрания Музея Тиссена-Борнемиса в Мадриде. Еще одна важная картина — «Планета Земля». Автор — Анхелес Сантос, женщина-художник, прожившая больше ста лет и умершая три года назад. История довоенного авангарда связана с ее именем: работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. В Мадриде в Центре искусств королевы Софии находится парная картина — «Вселенная». В общем, постараемся показать, что во многом сюрреализм в живописи родом именно из комарки Эмпурда.