Зритель хочет в Тамбов

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

26.10.2016

Школа акварели Сергея Андрияки продолжает знакомить публику с сокровищами провинциальных музеев. На очереди — Тамбов. Выставка «Рембрандт и его последователи. Западноевропейская и русская графика XVII — первой половины XX века» включает в себя экспонаты Тамбовской областной картинной галереи и областного краеведческого музея. 

Основу фондов составляют дореволюционные собрания. Например, коллекция графики, принадлежавшая правоведу и историку Борису Чичерину. Еще одним поклонником искусства был библиограф Леонид Воейков, более сорока лет собиравший русские эстампы XVII–XIX веков. Однако главная приманка — гелиогравюры с офортов Рембрандта. Изначально они хранились в «Нарышкинской читальне» — Обществе по устройству народных чтений, организованном на средства местного благотворителя Эммануила Нарышкина.

Небольшие произведения прославленного голландца отличают точный штрих, внимание к деталям: все работает на воссоздание реалий XVII столетия. Приглядевшись, замечаешь крошечную парусную лодку («Хижина у канала», 1645). Или разлапистые мельницы — таким мастер увидел современный ему Амстердам (около 1640), не похожий на нынешний туристический центр. Выразительны людские фигурки: скажем, рыбак, сидящий у канала с лебедями (1650). В «Пейзаже с рисовальщиком» (около 1645) отражен момент рефлексии: герой эстампа — художник в шляпе, пытающийся запечатлеть деревенский дом. Вполне возможно, это один из многочисленных автопортретов Рембрандта. Впрочем, в экспозиции есть и вполне официальные изображения гения, в том числе с женой Саскией (1636). А также менее традиционный образ: лукавый живописец, на секунду оторвавшийся от чтения книги, где делает пометки (1648).

Творения Рембрандта — не единственная причина посетить выставку. Любопытны небольшие работы Ильи Репина, Валентина Серова и Василия Верещагина. Отдельного внимания заслуживает портрет Шишкина, выполненный известным гравером Василием Матэ (1898) с оригинала Крамского. Мастер виртуозно передает фактуру — будь то ткань костюма или пышная борода создателя «Утра в сосновом лесу». Однако подлинную революцию в гравюре совершила Анна Остроумова-Лебедева. Ее видам Петербурга также нашлось место в школе акварели. По соседству — другая чудо-девушка первой половины XX века, Зинаида Серебрякова, с нетипичными для нее картинами — пейзажами.

Под многими полотнами скромно написано: «Экспонируется впервые». На этикетке к «Виду на Волге» Алексея Саврасова подобная ремарка отсутствует. Тем не менее произведение вряд ли знакомо широкой публике. Мэтр нарисовал монохромную, серо-черную картину: темная страшная река, огромный столб дыма на горизонте. Инфернальный пейзаж дополняет размашистая красная подпись художника. Даты нет, однако, судя по мрачному колориту, Саврасов создал его в один из «отчаянных» периодов жизни.

Экспозиция получилась на редкость однородной: работы Мстислава Добужинского, Виктора Васнецова и Ивана Шишкина (увидев фамилию последнего, два младшеклассника трогательно завопили: «О, мы писали про него сочинение!») чередуются с графикой не менее известных Филиппа Малявина и Андрея Рябушкина. И наверняка это только часть сокровищ тамошних фондов. Однако для того, чтобы проверить, придется отправиться в Тамбов.