Бриллианты для диктатуры стиля

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

06.10.2016

Музеи Московского Кремля воссоздали атмосферу «ревущих двадцатых». На днях здесь стартовал проект «Элегантность и роскошь ар деко».

Струящиеся, расшитые бисером платья, которые носили девушки эпохи джаза, привез Институт костюма Киото. А бриллиантовые диадемы и бандо предоставили ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels. Получилось не только красиво, но и познавательно: ведь Art Deco, царивший на Западе около двух десятилетий, почти не затронул нашу страну. Конечно, и в России встречаются его образцы — например, в оформлении отдельных станций столичного метро. Однако в Европе и Штатах этому резкому стилю удалось стать по-настоящему тотальным, охватить все — от архитектуры до аксессуаров.

Расцвет пришелся на «золотые» 20-е — время экономического подъема. После Первой мировой наступило своеобразное похмелье: люди, пережившие ужасы танковых обстрелов и газовых атак, потерявшие родных, охотно забыли про тяготы войны и окунулись в красивую сказку. При этом новая мода не была слащавой. Наоборот: геометрические линии ознаменовали конец женственного модерна. Внешне однородный, ар деко вобрал в себя множество направлений: элементы ориентальной и африканской культур, античные и ренессансные мотивы, французский придворный стиль XVIII столетия. 

В числе костюмов, показанных на выставке, есть домашнее платье, напоминающее кимоно, очень популярное в 1900-е. Именно японским костюмом вдохновлялся знаменитый модельер Поль Пуаре, когда в начале XX века освободил женщин от корсета. Его наряды прямого кроя (а ведь еще недавно дамы усиленно подчеркивали формы) стали важным шагом к эмансипации прекрасного пола. Среди других популярных трендов — отсылки к античности и Древнему Египту, стилю ампир (одежда с высокой талией — как во времена Наполеона Бонапарта), фантазии в духе прерафаэлитов.

Некоторые платья были подчеркнуто женственными: зефирными и воздушными, как наряды Мадлен Вионне — летящие полупрозрачные одеяния из шелкового муслина. Или туалеты, созданные Жанной Ланвен, чьим фирменным знаком считалась юбка-колокол. Однако эпоха уже требовала другого — функциональности. Это настроение тонко уловила Коко Шанель. В экспозиции есть несколько платьев — черных, декорированных скромно, но со вкусом. Кроме того, имеется золотой портсигар от Cartier, украшенный узором «пекин» — узкими полосками. Монограмма «C», выложенная из бриллиантов, намекает на то, что аксессуар мог принадлежать самой Мадемуазель. Вероятно, он был подарен ей Хью Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским. На выставке немало вещей с историей. В частности, можно увидеть черную бархатную сумочку Жаклин Кеннеди. Правда от ар деко там только бриллиантовый фермуар — застежка, созданная в 1930-м и по просьбе Джеки прикрепленная к сумке. Другой интересный экспонат — пудреница, получившая название «Голубой поезд». На платиновой крышке изображен сапфировый экспресс, рядом мчится автомобиль, выложенный из изумрудов. Эта штучка — напоминание о пари, где победителем стал британский финансист и гонщик Вульф Барнато. Он поклялся, что доберется на Bentley от Канна до Кале быстрее, чем ходивший по этому маршруту «Голубой экспресс». В память о выигрыше Барнато заказал жене пудреницу.

Многие предметы — не только красивые аксессуары, но и свидетельства тектонических изменений в истории. В 1920-е женщины в рамках эмансипации научились публично курить и поправлять макияж. Немудрено, что зажигалки и минодьеры превратились в роскошные безделушки, которые не стыдно достать из сумочки. Один из несессеров, включенных в экспозицию, украшен перламутровыми пластинами с изображением дневного и ночного пейзажей. Возможно, эти крошечные панно были выполнены ювелиром Владимиром Маковским, осевшим после революции в Париже и работавшим в псевдокитайском стиле шинуазри. 

Впрочем, эпоха роскоши и стиля длилась недолго. Вскоре в Штатах началась Великая депрессия, а над Европой сгустились тучи Второй мировой. Расшитые золотом туалеты оказались вытеснены более строгими нарядами. Блеск бриллиантов померк, ар деко навсегда ушел в прошлое. Так что нынешний проект, кстати, эксклюзивно сделанный для России, — прекрасная возможность окунуться в век немого кино, синкопированных ритмов, нарядов а-ля гарсон и на секунду вообразить себя героиней романов Скотта Фицджеральда или Ивлина Во.