Атланты и поклонники

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.09.2016

В Новом манеже — проект «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова»: 70 произведений из нью-йоркской галереи «АБА». Ее владельцы, Анатолий и Майя Беккерман, в 2014-м уже показывали публике свою коллекцию в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешняя экспозиция — новинки: работы, приобретенные в последние годы по всему миру.

Владимир Боровиковский представлен лишь одной картиной — «Портретом министра юстиции Трощинского» (1802). Впрочем, многие полотна живописца осели в музеях, и заполучить их в частное собрание не так просто. Добрая половина экспонатов принадлежит концу XIX — первой трети XX века. Среди них творения передвижников — например, Владимира Маковского. На выставке есть его эскиз к картине «Вечеринка», где изображена девушка-курсистка, произносящая пламенную речь. Здесь же — произведения самого знаменитого представителя отечественного импрессионизма Константина Коровина. В частности, натюрморты, буквально обжигающие яркими красками. Отметим «Цветы и фрукты» (1911) с пламенеющим на фоне белых скал букетом (любимый мотив художника).

В энергичной картине другого импрессиониста Николая Тархова «Обмолот пшеницы» (1907) сельскохозяйственная тема вызывает в памяти Прованс Ван Гога. А Николай Фешин, которого трудно отнести к какому-нибудь направлению, удивляет волшебным «Портретом Мэри Кикер» (1931). И слегка разочаровывает более традиционными пейзажами.

Не обошлось без обязательных Михаила Ларионова с Наталией Гончаровой. Однако гвоздь программы — Давид Бурлюк, точнее его «японские» работы, раньше хранившиеся у наследников и практически неизвестные публике. Живописец попал в Страну восходящего солнца в 1921-м и провел там два года. Экзотика быстро проникла на полотна: так появился портрет жены в образе гейши («Маруся. Япония», 1921).

Интересна раздвижная ширма, расписанная театральной художницей Александрой Экстер. Одно время местонахождение этого триптиха считалось неизвестным. Теперь же девы в стиле ар-деко вновь предстали перед глазами зрителей. Другое открытие — «Атлет (Мой кузен Григорий)», созданный Иваном Пуни в 1925-м: мускулистый молодой человек, напоминающий силачей со старых открыток, изображен с гантелью и в котелке.

Охвачена и вторая половина XX столетия — советское неофициальное искусство от Анатолия Зверева до Олега Целкова. Правда, из-за подобного перекоса в сторону современности название выставки выглядит легким лукавством.