Византийская шкатулка

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.08.2016

В Государственном Эрмитаже показывают масштабный проект «Византия сквозь века», посвященный перекрестному Году России и Греции. По признаниям музейщиков, наша страна еще не видела столь представительного собрания: раритеты привезли из музеев и монастырей Афин, Фессалоник, Коринфа, Спарты, Халкиды, Родоса… 

Экспозиция рассказывает об истории Византии вплоть до падения государства в 1453 году. Цель — ​познакомить с эллинистической основой культуры империи и, конечно, продемонстрировать влияние, оказанное на Русь.

Мощное развитие архитектуры и религиозного искусства, церковные споры, чехарда на престоле, успешные присоединения, а затем потери территорий — ​тысячелетняя история Византии выглядит бурной. К сожалению, были и варварские разграбления, в том числе Константинополя. Одно из наиболее жестоких датируется 1204-м, когда «отличились» крестоносцы. В череде кровопролитных столкновений чудом уцелели памятники — ​свидетельства былого величия державы.

В первую очередь это иконы. На выставке можно увидеть образы, принадлежащие Эрмитажу, — ​музей обладает внушительной коллекцией. Кроме того, Византия, где еще ощущалось дыхание древнего Рима (недаром сами жители называли ее Ромейской империей), сумела инкорпорировать античную культуру. Правда, языческие идолы нередко подвергались христианизации. Скажем, на лбу мраморной Афродиты, включенной в экспозицию, неизвестный мастер вырезал крест. Другой случай: камея с изображением императора Каракаллы, впоследствии превращенного в Святого Петра.

Особое достижение Византии — ​мозаика. Ею украшали полы на виллах, принадлежавших аристократам. Впрочем, это искусство не считалось исключительно светским. Яркие картины из смальты встречались и в христианских храмах, где преобладали растительные и геометрические орнаменты. Одна из подобных мозаик, найденная в крымском Херсонесе (тогда — ​византийском полисе), теперь постоянно экспонируется в зале Афины Эрмитажа.

Своеобразная кульминация выставки — ​картина «Апостол Петр» Эль Греко (конец XVI в.). Родившийся почти через сто лет после падения империи, художник оказался соединителем традиций — ​иконописи и светской живописи, Византии и Запада. Его творчество — ​пример долгого влияния государства, хоть и исчезнувшего с географической карты, но оставившего вечный след в культуре.