Разделать под орех

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

13.07.2016

Государственный исторический музей представляет выставку «Гамбсова мебель». Имя петербургского мастера известно современной публике благодаря Ильфу и Петрову, сделавшим ореховые стулья, обитые английским ситцем, главными «героями» авантюрного романа. 

Генрих Гамбс основал фирму в конце XVIII века. Он был учеником знаменитого краснодеревщика Давида Рёнтгена, оформившего Большой Эрмитаж для российского императорского двора. Дела молодого мебельщика быстро пошли в гору, ему также удалось получить знатных заказчиков. В экспозицию включен пышный секретер-патент, украшенный золотом и расписными фарфоровыми панно. Изящная вещица считается частью приданого великой княжны Александры Николаевны, дочери императора Николая I. Этот предмет, как, впрочем, и некоторые другие, не успели отправить в Германию, на родину ее мужа — Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского. Любимица царя, домашние звали ее Адини, умерла в 19 лет от чахотки.

Изделия мастерской Гамбса отличало особое отношение к функциональности. Изготовленные на рубеже XVIII–XIX веков бюро, туалетные столики и секретеры имеют множество потайных ящичков, скрытых за лаковыми фасадами. Есть совсем любопытные экспонаты. Например, двухъярусная конторка-бюро, за которой можно работать как сидя, так и стоя, что обеспечивают столешницы, помещенные друг над другом. Апофеоз комфорта, как его понимали в начале XIX столетия, — мягкое кресло вольтеровского типа, представляющее собой сложную конструкцию. Все сделано так, чтобы владелец мог расслабиться: вытянуть ноги (для этого есть выдвижная подставка), раскрыть книгу (слева располагается съемный пюпитр) и даже слегка перекусить (справа — столик). Это не тот функционализм, к какому привык современный потребитель (на фоне нынешней эргономичной мебели подобное чудо выглядит слишком громоздким и неудобным), однако талант мастера не может не вызвать восхищения. Кстати, похожее механическое кресло было у Пушкина. Наталья Николаевна подарила его мужу в 1835 году на день рождения.

Вещи Гамбса могут многое рассказать о привычках минувшей эпохи. Вот письменный стол начала XIX века: огромный, обитый зеленым сукном — больше напоминающий бильярдный. Под него требовалась соответствующих размеров библиотека или кабинет. Не оставит зрителей равнодушным и дизайн мебели. Строгие классические кресла, где вместо передних ножек — египетские гермы с бронзовыми головками и «башмачками» в виде обнаженных ступней.

Финальная часть экспозиции — добротные, элегантные предметы в стиле неорококо, вроде хрестоматийного гарнитура, принадлежавшего теще Кисы Воробьянинова. Подобные вещи начали выпускать в 1860-х сыновья мастера, Петр и Эрнест: глава семейства умер от холеры в 1831 году. На выставке можно увидеть изделия, словно сошедшие со страниц «12 стульев»: роскошные диван и кресла (правда, обитые зеленым плюшем). Или забытые ныне жардиньерки: изящные этажерки для цветочных горшков, служившие также ширмами для зонирования помещения. Эту мебель, в отличие от описанной Ильфом и Петровым, ждала счастливая судьба: никаких кладоискателей, лишь чистые и прохладные залы музея.