08.07.2016
— В XIX веке наши живописцы еще осваивали сюжеты: пытались нарисовать то, что раньше не изображали. А в минувшем столетии обратились к новым стилям.
Николай Сверчков, первый из русских художников, увлекшийся анималистикой, помещал животных в жанровые картины. Его кисти принадлежит акварельный портрет «Голова собаки» (1886). В творчестве других мастеров — Георгия Никольского и Вадима Трофимова — преобладали романтические тенденции: они писали зверей в динамике, борьбе.
Жемчужины экспозиции — скульптуры Анны Голубкиной и небольшой офорт Валентина Серова «Волк и пастухи» (1898), которые показаны публике впервые. Художники творили в рамках импрессионизма: особенно поражают неопределенные, текучие работы Голубкиной.
В XX веке мощное развитие получила археология. В итоге многих мастеров заинтересовала глухая древность. Например, Александр Белашов воплотил особый пластический объект — «Капову пещеру», испещренную наскальными рисунками (1990-е).
— Автор говорил, что был под большим впечатлением от скульптур Генри Мура, — пояснила Анна Васильева. — Однако захотел сделать не абстракцию, а нечто фигуративное.
Других привлекала культура Древнего Египта — так появились кошки из шамота: сфинксы и сервалы. А Василий Ватагин, основатель художественной школы в русской анималистике, создал гигантского «Гамадрила» (1927), считавшегося у древних египтян священным. Другая его работа — изображение идущего льва, отсылающее к вавилонским воротам Иштар. Некоторых очаровала заново открытая античность, в том числе — малоизвестное бронзовое наследие. Впрочем, были и другие координаты, определявшие творчество: Юг (чаще всего Америка), а также Север — фигурки белых медведей, моржей, песцов (последние — авторства известного скульптора Алексея Сотникова). Не осталась без внимания и Средняя Азия: музей в первый раз показывает линогравюру Владимира Фаворского «Ослики» из серии «Самарканд» (1943).
В середине XX столетия «животное» искусство пришло в массы. Особую роль сыграла продукция Ленинградского фарфорового завода — под нее отведен целый стенд. Здесь можно увидеть тонконогих жирафов, пухлых панд, нежных оленей и грациозных тигров.
В XXI век отечественная анималистика вступила с новой темой — сострадания. Об этом свидетельствует необычная композиция Виктора Цигаля «Экологическое дерево» (2003): телеграфный столб, облепленный птицами, словно листьями. Автор сталкивает природное и искусственное, жизнь и смерть. Еще один трогательный экспонат — «Друзья» Дмитрия Бунтовских (2015): одноногий человек и его верный пес.
— У нас ежегодно проводится конкурс молодых скульпторов-анималистов, — подчеркивает Анна Васильева. — Произведения победителей поступают в фонды музея. Эта работа признана лучшей в прошлом году.
Замыкает выставку грустный «Штернтерьер Леха» (2002) Алексея Штерна. Эта картина рифмуется с открывающим экспозицию изображением собаки и напоминает простую истину: мир природы хрупок, не забывайте заботиться друг о друге.