Восточный экспресс

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

30.06.2016

Галерея Artstory предлагает совершить ориентальное путешествие. Главная тема выставки «Очарованные Востоком» — Туркестан. Средняя Азия, манящая и пугающая одновременно, завлекающая странников солнцем, фруктами, яркими красками и древней архитектурой: песочными минаретами с нежными бирюзовыми изразцами. И озадачивающая отсутствием привычной для современного туриста инфраструктуры.

Художники 1920–1930-х смело совершали паломничество на Восток, некоторые — чтобы остаться навсегда. В годы становления Страны Советов многие мастера в содружестве с местными авторами стремились создать национальные школы изобразительного искусства. Например, в Узбекистане, где светские картины были представлены очень скромно.

Один из таких первопроходцев — Александр Волков. Родившийся в Фергане (тогда еще поселке Новый Маргилан), он учился в Петербурге: сначала в Академии художеств у Владимира Маковского, а затем в частной школе Михаила Бернштейна, где преподавали Николай Рерих и Иван Билибин. В 1916-м перебрался в Ташкент. Его произведения — причудливый синтез западной и восточной культур. На Волкова образца 1910-х — начала 1920-х повлиял авангард: «Женщины и павлин» (1921) и «Кокетка» (1920) созданы из множества треугольников — отсылка к модному тогда кубизму. А сочные краски выдают обитателя Средней Азии. Живописец оказался прекрасным педагогом, воспитавшим последователей — «волкистов». Искусству, в частности, посвятили себя два его сына — Валерий и Александр. 

Надежда Кашина провела детство в Перми, затем — учеба в Москве во ВХУТЕИНе... Уже тогда она поражала преподавателей и сокурсников необыкновенным чувством цвета, будто выросла среди ярких узорчатых ковров. Переезд в Узбекистан выглядел логичным: первые экспедиции художница совершила в 1928–1929 годах, а в 1930-м осталась навсегда. В экспозицию включен ее триптих «Колхозные работы» (1963), посвященный человеку труда и вызывающий в памяти живопись Гогена. Экзотично выглядят соседствующие на улицах Ташкента верблюды и танки, увиденные Александром Лабасом в 1943 году. Галерею простых узбекских людей составили портреты углем, созданные Вениамином Кедриным (1940–1950-е). Украсили выставку виртуозные ксилографии Владимира Фаворского. Документальными свидетельствами выступают «Окна УзТАГ» — патриотические плакаты времен Великой Отечественной. Привлекают внимание работы Александра Николаева, принявшего ислам и взявшего имя Усто Мумин (что в переводе означает «кроткий мастер»). А также бесчисленные арбузы, расшитые халаты, пестрые базары — пряная экзотика, показывающая, каким притягательным и разным может быть Восток.