Быть Джоном Малковичем

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

15.06.2016

В Центре фотографии им. братьев Люмьер необычная выставка. «Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии» — это рассказ о том, как известный американский актер под «прицелом» Сандро Миллера примерил на себя множество «ролей», воплотившись в героев культовых кадров. Спектр образов широчайший: от серьезного, похожего на геолога Эрнеста Хемингуэя до губастого кокетливого Мика Джаггера. 

Малкович — это и голый Джон Леннон, обнимающий бесстрастную Йоко Оно: отсылка к последней съемке певца, убитого через несколько часов после того, как Энни Лейбовиц отложила камеру. И надутый Хичкок, который держит в руке тушку гуся: портрет для рождественского номера Harper’s Bazaar, редкостная удача молодого фотографа Альберта Уотсона. Тут же имитация знаменитого кадра Ирвина Пенна — Пабло Пикассо внимательно смотрит на зрителя, лицо наполовину скрыто расшитым воротником.

Американский артист признается, что ощущает себя чистой страницей: ему все равно, кого изображать, — женщин, детей... К счастью, Джон наделен пластичной внешностью, пусть и далекой от голливудских стандартов. Актер предстает то мальчиком с игрушечной гранатой, сделавшим зверское лицо, то девочками-близнецами: одна с удовольствием работает на камеру, другая относится к происходящему скептически (отсылка к кадрам Дианы Арбус). Рядом — аллюзия на Симону де Бовуар, которую Арт Шей подкараулил в ванной (этот снимок был опубликован лишь в 2008 году). И вызвавший резонанс портрет семьи мигрантов, сделанный Доротеей Ланж в далеких 30-х: изможденная, похожая на старушку 32-летняя женщина и ее чумазые малыши.

Самая рискованная работа — Малкович в образе Монро, позировавшей за шесть недель до смерти. Кадры Берти Стерна получились нежными и откровенными: Мэрилин сама предложила сниматься обнаженной. Пожалуй, это единственный пример, где Джон выглядит гротескно, хотя они с Миллером избегали подобного эффекта, подчеркивая, что проект не насмешка, а попытка отдать дань грандам фотографии.

Цель выставки — не только удивить зрителей сходством артиста с героями снимков. Публике предоставляется шанс на секунду потерять границу между реальностью и воображением. А затем задуматься, чем нас так цепляют знаменитые фото. Самих же Миллера и Малковича увлекла возможность почувствовать себя мастером портрета Аведоном или революционером Че Геварой, не подозревающим, что кадр, случайно сделанный на митинге, обойдет весь свет. И легко понимаешь желание оказаться в шкуре легенд минувшей эпохи — ведь именно для того, чтобы перенестись в другие миры, и нужно искусство.