Печаль его светла

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.05.2016

В Залах Российской академии художеств проходит выставка Юрия Шишкова «Светлая печаль по уходящему». Автор считается одним из продолжателей «сурового стиля». Среди его учителей — знаменитый Николай Андронов, родоначальник направления, выбравший главной темой творчества угасание русской деревни. В экспозиции можно увидеть портрет Николая Ивановича: темный, почти монохромный — под стать бескомпромиссному мэтру. 

Еще один ориентир для Шишкова — Виктор Попков, также представитель этого стиля. Ему посвящена картина «Другие берега» (2008): женщины в платках кажутся аллюзией на цикл «Мезенские вдовы», созданный Виктором Ефимовичем после поездки на Русский Север. И, наконец, третья знаковая для Шишкова фигура — Марк Шагал, к которому отсылает изображение летящей по небу красной химеры («Памяти Шагала», 1995).

Впрочем, творчество мастера не сводится к грезам о прошлом. Шишков, как и Андронов, «деревенщик», и многие его работы выполнены охристыми и зелеными красками, напоминающими цвет почвы. Например, печальная «Старость» (1993) — три пожилые женщины, словно оставшиеся одни во всем мире. Еще более драматичное настроение характерно для полотен, где преобладает яркий, кумачовый цвет: художник пытается показать расколотость бытия. Вот, скажем, «Закат» (2005): кровавое небо, огромная луна, на заднем плане — очертания поселка и накренившаяся церковь. Трагичной выглядит и работа «Падающие яблоки» (2014): одноногий старик, отломанное колесо, телеграфный столб без проводов...

И все же большинство картин на выставке выполнены в иной гамме — бело-синей: они дышат спокойствием, умиротворением. Портрет матери и сына: темноволосая женщина нежно прижимает к себе младенца. Или виды Парижа: абрис Нотр-Дама, закоулки легендарного Монмартра, который, на самом деле, не столь уж фриволен — если вспомнить, что холм венчает величественная базилика Сакре-Кер. И, конечно, изображения русских церквей: Новодевичьего монастыря, храма в Истобенске. Рассматривая их, забываешь о грусти и понимаешь: ангел-хранитель, наблюдающий на одной из работ за деревенским мальчишкой, не забывает и о тебе.