Эпоха перемен на Делегатской

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.04.2016

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства отметил 35-летие обновлением постоянной экспозиции. Зрителям показали переделанный зал, где представлены предметы XVIII — начала XIX века: от петровской эпохи до времен бидермейера. Что изменилось и какие еще сюрпризы нас ожидают, «Культура» узнала у директора ВМДПНИ Елены ТИТОВОЙ.

культура: Почему решились на перемены?
Титова: Многие вещи, к сожалению, «устали»: их демонстрировали почти пятнадцать лет. Требовалось привести в порядок. К тому же хотелось познакомить зрителей с эволюцией декоративно-прикладного искусства. Для этого по-другому распределили предметы: ушли от милого сердцу уюта старой экспозиции. Вместе с архитектором Алексеем Козыревым разделили пространство на блоки, структурировали его. Появились жесткие линии, металл. Нашлось место для важных экспонатов, томившихся в запасниках. Выставляемые примерно 200 предметов обновили на 40 процентов.

культура: Какие появились разделы?
Титова: Первый — «Эпоха перемен»: искусство конца XVII — начала XVIII века. С одной стороны, здесь традиционные русские вещи. Например, сундуки-подголовники или кружки-кубки, изготовленные на знаменитых Демидовских заводах. Другая часть — привозные предметы. А также созданные у нас под влиянием западных мастеров. Осмыслению заграничного опыта способствовал Петр I: он стремился позиционировать Россию как часть Европы. Скажем, среди экспонатов — стул из ореха, сделанный отечественными умельцами в традициях голландской мебели. С ним связана легенда: якобы первый русский император возил его с собой в военные походы. Хотя, конечно, неизвестно, сидел на нем Петр I или нет. Еще любопытная вещь — шпалера, доставленная из Парижа в 1668 году. Ее реставрировали почти двадцать лет. Сначала работники Музея народного искусства имени Морозова, потом, когда тот вошел в состав ВМДПНИ, — наши специалисты. Впервые покажем ее публике.

Второй раздел — «Классика русского XVIII века» — рассказывает о расцвете наук и искусств. В стране тогда появился один из первых фарфоровых заводов, основанный Францем Гарднером. Кстати, лишь три государства могли позволить себе подобное производство: Германия, Франция и Россия. Здесь же демонстрируем Орденские сервизы — первые парадные наборы, сделанные на отечественных фабриках. 

Третья часть экспозиции — «Русский ампир»: роскошный, помпезный, имперский. Финальный раздел — «В комнатах» — посвящен эпохе романтизма с его культом частной жизни. Здесь есть очень редкие предметы — нижнетагильские «лакирные» подносы, выполненные в технике лаковой росписи по металлу и отреставрированные в нашем музее. В хорошем состоянии их почти не осталось.

культура: Чем еще удивите публику?
Титова: Следующий важный шаг — создание новой центральной экспозиции. Мы как преемники морозовского музея обладаем собранием произведений мастеров последней четверти XIX — начала XX века. Это работы Малютина, Васнецова, Врубеля. Например, есть майоликовый камин, сделанный автором «Демона»: один из подготовленных для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Кроме того, в музее хранятся вещи, связанные с усадьбами «Абрамцево», «Талашкино»... Они отсылают к созданию национального романтического стиля: его еще знают как русский модерн. К сожалению, он пока не оценен в полной мере. Хотим это исправить. 

После того, как с Делегатской съехал филиал Государственного центрального музея современной истории России, появились дополнительные площади. Потихоньку приступаем к обустройству. Новая постоянная экспозиция «Русский стиль» разместится на тысяче квадратных метров. Покажем около 400 предметов. Открывать планируем частями. Красивую парадную лестницу усадьбы Остермана публика увидит уже на нынешнем фестивале «Ночь музеев»: тогда же немного расскажем о будущих изменениях. Окончательно все будет готово в конце этого года — начале следующего. Для молодой аудитории сделаем мультимедийную составляющую.

культура: Интересные планы. Кстати, а в обновленной экспозиции XVIII — начала XIX века тоже есть мультимедиа?
Титова: Нет, здесь это не предусмотрено. Для зрителей подготовлено много информации — но в виде текстов. QR-коды для тех, кому интересна дополнительная информация, аудиогиды — тем, кому проще со звуком.