То кузнечик, то рябина

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

14.04.2016

В Успенской звоннице Московского Кремля демонстрируют «Драгоценности, вдохновленные природой». Здесь проходит персональная выставка художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова, которого величают то «вторым Фаберже», то «русским Рене Лаликом».

Вообще-то ни тем, ни другим Фазулзянов становиться не собирался. Получив академическое образование, выпускник Казанского художественного училища ни о какой «ювелирке» не помышлял. Сначала занялся оформлением витрин, затем переключился на витражи, следом — на батик. А потом волею случая оказался в кишлаке под Душанбе, где пожилой таджик преподал ему азы «драгоценного искусства». Остальное Фазулзянов постигал сам — методом художественного тыка. «Дотыкался» до того, что через несколько лет получил Гран-при на Международном фестивале ремесел в Исламабаде.

Кстати, создавая первые произведения, ювелир вдохновлялся вовсе не природой, а древними булгарскими украшениями с сильными отголосками звериного стиля. Постепенно этническая составляющая в произведениях отступила на второй план, и Фазулзянов стал выходить на международную арену — во всех смыслах слова. Европейская традиция, поначалу осторожно вплетавшаяся в восточные сканные узоры, со временем превратилась в доминирующую. Фазулзянов с головой ушел в ар-нуво, променяв звериный стиль на растительный. И превратился в «наследника» Рене Лалика — ювелирного революционера, перевернувшего представления о том, что можно носить на груди, запястьях, пальцах, в ушах... Это Лалик в конце XIX века населил украшения «пошлыми» бабочками, а также «низкими» стрекозами, кузнечиками, жуками, в том числе скарабеями — художники модерна активно интересовались древнеегипетским искусством. Только, в отличие от обитателей долины Нила, обожествляли не отдельных представителей, а природу в целом. Такая вот форма эскапизма перед лицом надвигающегося технического прогресса.

Фазулзянов в этом смысле — классический продолжатель традиций ар-нуво. Налицо каноническая плавность линий, растительный орнамент и ожидаемые персонажи: все вышеперечисленные насекомые плюс «цветы модерна» — ирисы, маки, лилии. Правда, среди узоров можно встретить и васильки с рябиной, выполненные в технике горячей эмали. Ею Фазулзянов овладел самостоятельно — как и многим другим. Что не мешает ювелиру-самоучке получать международные призы, продавать творения на Christie’s, создавать циферблаты коллекционных швейцарских часов Bovet и считаться одним из лучших мастеров своего дела.