Революция поз

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.03.2016

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет проект, соединивший высокую моду и вечные ценности. «Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» — интерпретация известным голландским фотографом событий Нидерландской революции XVI–XVII веков.

Олаф — известный хулиган и провокатор фэшн-индустрии. Ему, в частности, принадлежит серия «Жертвы моды», где люди позируют с надетыми на головы пакетами от популярных брендов. Нынешняя выставка — более академичная. Ее отправной точкой стала картина Луи Галле «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна». Упомянутые в названии полотна титулованные особы были казнены в Брюсселе в 1568 году, когда Нидерланды еще подчинялись Испании. Погибшие графы занимали центристскую позицию, лавируя между императором Филиппом II и бунтующими кальвинистами. Их смерть фактически положила начало Восьмидесятилетней войне — борьбе Нидерландов за независимость.

Проект Олафа создавался по просьбе дирекции замка Ван Гаасбек в Бельгии, одним из владельцев которого был граф Эгмонт. Однако Москва тоже имеет опосредованное отношение к революционным событиям: в ГМИИ хранится одна из авторских копий работы Галле с изображенными на ней телами казненных (1863). Фотограф не случайно назвал свои кадры оммажем: главный снимок экспозиции не просто воспроизводит изображенных на полотне людей. Скорее, это фантазия на заданную тему. Олаф вводит новых героев: например, очаровательную вдову графа Эгмонта Сабину — историческое лицо (в браке родилось 12 детей). А также белокурую девочку в роли их дочери Джоанны, впоследствии ставшей настоятельницей монастыря в Брюсселе.

Фотографии включают в себя натюрморт в жанре Vanitas — с черепом, змеей и бабочками, символизирующими воскрешение, — и портреты отдельных героев. Приглядевшись, замечаешь, что стилист изрядно похулиганил. Так, у томной вдовы появились сплетенная из кожи шаль и воротник-гофре из того же материала, а выбритые виски одного из «монахов» намекают на его хипстерский повседневный облик. Под глянцевые стандарты оказался подогнан и грим моделей. Обычно не боящийся натурализма Олаф во всех смыслах обошелся малой кровью. Рука одного из казненных графов — на картине Галле уже землистого, почти зеленого цвета — на фото лишь слегка припудрена и украшена перстнем. 

В целом экспансия моды на чужую территорию выглядит вполне удачной, как и попытка отмотать историю на 500 лет назад.