На выставке Pirelli кто главный экспонат?

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

12.02.2016

В Москве стартовал XI международный месяц фотографии «Фотобиеннале-2016». Самой ожидаемой из россыпи выставок, открывшихся в Мультимедиа Арт Музее, стала экспозиция «THE CAL: Pirelli Calendar 2016». 

Казалось бы, знаменитый календарь не нуждается в представлении: голые красотки, лучшие фотографы, ограниченный тираж — экземпляры попадают в руки только сильных мира сего. Однако в этот раз концепция круто поменялась: вместо томных топ-моделей его страницы заняли женщины всех возрастов и фигур, добившиеся в жизни значительных результатов. Всего их четырнадцать: по одной на каждый месяц, плюс юная Сэди Хоуп-Гунд, попавшая в кадр за компанию с бабушкой, известным коллекционером Агнес Гунд. А также лицо календаря — китайская актриса Яо Чэнь. Делать снимки доверили знаменитой Энни Лейбовиц.

Выбор персоналий может удивить отечественного зрителя. Здесь есть и звезды всемирного масштаба — вроде теннисистки Серены Уильямс или рокерши Патти Смит. Некоторые героини известны лишь ограниченному кругу, как, скажем, фэшн-блогер Тави Гивенсон, ставшая популярной еще подростком и превратившаяся теперь в симпатичную молодую леди. А часть моделей и вовсе локальные американские знаменитости. Вроде Фран Лебовиц — писательницы, плоть от плоти Нью-Йорка: обитательницы Манхэттена, облаченной в неизменные джинсы и сшитый по заказу мужской пиджак. Или стендап-комедиантки Эми Шумер: одной из немногих, кто рискнул в этот раз раздеться и показать неидеальные формы. Впрочем, красота в привычном глянцевом смысле также присутствует. За нее отвечает отечественная модель Наталья Водянова, которая, правда, попала в проект не только благодаря «подиумному» опыту: за ее плечами — многолетняя деятельность в сфере благотворительности.

Фотографии Лейбовиц упрекнуть не в чем, хотя Энни, известная дорогущими студийными съемками, на сей раз решила показать героинь без прикрас. Минимум ретуши, простой потрепанный задник, черно-белые кадры. В этом есть своеобразный вызов — отказ от взгляда на женщину как на «товар» и акцент на ее достижениях. Продолжит ли Pirelli развиваться в данном направлении или это был всего лишь изящный реверанс в сторону модных взглядов, покажет время. Однако, судя по недовольному бурчанию некоторых посетителей-мужчин, под железной пятой феминизма далеко не все чувствуют себя уютно.