Оговорки по Фриде

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.02.2016

В музее Фаберже в Санкт-Петербурге открылась ретроспектива «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики». 34 картины, а также более сотни фотографий и колоритные народные костюмы позволяют окунуться в сюрреалистические миры знаменитой художницы.

Фрида давно стала медийной фигурой.  Этому способствовали не только причудливые полотна — густой замес из фолк-арта, Ренессанса и символизма, но и необычная биография. Бунтарка, она самовольно изменила дату рождения: вместо 1907-го указала 1910-й — год начала Мексиканской революции. Личная жизнь также не отличалась спокойствием. Бесконечные расставания и примирения с мужем, художником Диего Риверой, вредные привычки, проблемы со здоровьем (в том числе из-за перенесенного в детстве полиомиелита, а также случившейся позже автокатастрофы) — все это обеспечило Фриде попадание в пантеон звезд XX века, чье творчество неотделимо от экзотического имиджа.

Однако не стоит недооценивать картины взбалмошной художницы. В них есть подлинный, доиспанский дух Мексики: жутковатые образы, вызывающие в памяти ацтекские пирамиды и жестокие ритуалы. Впрочем, популярность Фриды объясняется не только интересом к наивному искусству. Ее работы вполне актуальны — это портрет современного человека: его страдания, боль и одиночество. Особенно ярко горечь художницы воплощена в знаменитой картине 1944 года «Сломанная колонна»: автопортрет Кало, истыканной гвоздями. Еще более пронзительно выглядит полотно «Больница Генри Форда» (1932), посвященное неудачной беременности художницы. 

Кроме того, на выставке можно увидеть натюрморты, изображения друзей и знакомых Фриды и, конечно, другие автопортреты — написанные в особой манере, позволяющей легко отличать Кало от эпигонов.