28.01.2016
Многие авторы, как объяснил Ананьев, были итальянцам в новинку — скажем, Георгий Нисский или Юрий Пименов. На выставке, переехавшей в Москву, можно увидеть работы Александра Самохвалова, Владимира Стожарова, Виктора Попкова, Таира Салахова. Пименов представлен знаменитым полотном «Новая Москва» (1937), а также чуть менее известной «Стюардессой» (1973), где изображена молодая девушка в синей форме, идущая мимо малоэтажной застройки: контраст новой и старой жизни. Есть впечатляющая работа Нисского «В пути» (1958–1964): лаконичность, геометрия и нотки экзистенциального одиночества позволяют говорить об авторе как о человеке, соединившем достижения современных ему советских и западных мастеров. Интересно и другое полотно Нисского «Над снегами»: изображение первого отечественного реактивного пассажирского самолета Ту-104, летящего над снежной пустыней. На контрасте с высокотехнологичной машиной — бредущая по дороге женская фигура и двое людей на телеге, запряженной лошадью, символизирующие старый уклад.
В целом выставка показывает буквальное и метафорическое движение страны. Здесь можно увидеть работы, посвященные метро: например, эскалатор, изображенный Александром Лабасом (1935). Показано покорение воздуха: в частности, есть портрет экипажа стратостата «Осоавиахим-1», поднявшегося на рекордные 22 километра над уровнем моря, но потерпевшего катастрофу (Георгий Бибиков). Советская Россия бороздит космические пространства (портрет Гагарина, выполненный Андреем Плотновым), развивает водный транспорт (Петр Коростелев, «Ленинградский морской вокзал»), управляет сложными машинами на производстве (полотна Виктора Куделькина). В поле зрения создателей экспозиции попали даже электрички: здесь представлена неизвестная работа Александра Дейнеки «Стихи Маяковского» (1955), ранее не покидавшая стен Национальной галереи Армении. На картине молодые люди — мечтательные, романтичные, устремленные в будущее, что символизирует томик сочинений пролетарского поэта, противопоставлены соседям по вагону — скучным и обрюзгшим обывателям. Очевидно, Дейнека хотел изобразить не только буквальное движение — путешествие за город или, наоборот, в Москву, после дачного отдыха, но и порыв, охвативший многих, когда люди верили, что лучшее еще впереди.