В кругу расчисленном светил

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.11.2015

Театральный музей им. А.А. Бахрушина подготовил проект «Беззаконная комета» Майи Плисецкой», приуроченный к 90-летию со дня рождения prima ballerina assoluta. С экранов, установленных в зале, смотрит звезда Большого театра: острый, стрелой пущенный из-под длинных ресниц взгляд, дерзко вздернутое плечо, умопомрачительная растяжка... 

На выставке можно увидеть записи лучших ролей — умирающего Лебедя с удивительными руками-крыльями, обольстительную Лауренсию, огненную Китри, бунтарку Кармен. Последняя, по словам примы, была особенно близка ей до духу. Плисецкая в балете ценила страсть, а не сухую технику, отказывалась следовать правилам — постоянно изменяя не только прическу и костюм, но и трактовку роли. Экспозиция включает черно-белые снимки: балерина в образе киногероинь (Бетси из фильма «Анна Каренина» и Сары Бернар из телеверсии балета «Пруст, или Перебои сердца»). Дополняют выставку рисунки Владимира Шахмейстера, точно передающие пластику танцовщицы. Есть и скульптуры. Например, небольшая статуэтка, сделанная классиком Еленой Янсон-Манизер: Майя Михайловна в роли Персидки в опере «Хованщина». У чугунной фигурки по-особому сложены кисти: недаром балерина рассказывала, что руками (в отличие от ног, скованных классическими позициями) можно выразить все: характер, нацию, эпоху. А самый любопытный экспонат — аккуратные пуанты, демонстрирующие, какая миниатюрная ножка была у Плисецкой. Отдельный подарок зрителям — роскошные костюмы балерины. Кстати, большинство платьев создано Пьером Карденом. Разглядывая материальные свидетельства жизни танцовщицы, удивляешься: казалось, жажда жизни не даст ей угаснуть никогда. Однако Майя Михайловна ушла внезапно и тихо, словно исчезла за кулисами, не сделав прощального поклона. Возможно, потому что расставаться и ей, и зрителям было слишком больно.