Центр сокровищ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.11.2015

В столице появилось новое выставочное пространство — «Центр искусств. Москва», расположенный на территории комплекса Храма Христа Спасителя. Площадка, над оформлением которой работал внук Галы — музы Сальвадора Дали — дизайнер Жульен Боаретто, открылась экспозицией «Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний». Более трехсот произведений — полотна Левитана, Шишкина, Саврасова, Айвазовского, предметы декоративно-прикладного искусства — показаны широкой публике впервые.

Выставка (куратором выступил коллекционер Андриан Мельников) получилась масштабной. Устроители добавили не только визуальных эффектов (залы погружены в полумрак, подсветкой выхвачены лишь картины), но и звуковых. Скажем, в начале, рядом с полотнами, посвященными Крыму, слышится щебет птиц. А в зале, отданном Айвазовскому, и того чуднее: возле морских пейзажей раздается плеск волн. Картину с нетипичным для мариниста сюжетом — изображением отары овец — дополняет нежное блеяние.

Впрочем, экспозиция производит впечатление и без спецэффектов. Одно лишь перечисление персоналий — «итальянистый» Брюллов, могучий Репин, лощеный Константин Маковский, остросоциальный Перов — способно поразить воображение. Организаторы честно признаются, что хотели показать все лучшее и редкое, а потому не стали выдумывать сложную концепцию: единственное деление — условно-тематическое. Например, залы, посвященные творчеству передвижников или истории Древней Руси. Есть также «театральный», со сценой и роялем, где висит яркий, декоративный Рерих и необычная картина Нестерова — продолжение «Видения отроку Варфоломею», написанное специально для Федора Шаляпина.

Выставка может похвастаться и другими вещами с необычным провенансом: пейзажами Саврасова из домашней коллекции Павла Третьякова, малахитовыми часами, подаренными Николаем I дочери Ольге. Восхищают иконы: с резными окладами, украшенные полудрагоценными камнями. В общем,  экспозиция получилась богатой. В планах организаторов — показ старых мастеров, а затем — караваджистов. Главное — не сбавлять обороты.