Родина под абажуром

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.10.2015

В ЗАЛАХ Российской академии художеств — выставка картин Вячеслава Стекольщикова, Млады Финогеновой и Антона Стекольщикова «Любить Родину». Несмотря на масштаб (здесь представлено более 150 работ), по замыслу это «тихий манифест». Спокойно, без излишней аффектации, рассказывающий о главном — привязанности к своей земле. 

Своеобразным манифестом стал и жизненный путь мастеров: в 1980 году Вячеслав Стекольщиков вместе с женой Младой Финогеновой и сыном Антоном перебрались в поселок Борисоглебский Ярославской области. Называемый в народе Борисоглебом, он стал главным героем картин. А также — символом Руси: настоящей и, к счастью, еще не исчезнувшей.

Каждый из художников работает в своем ключе. Глава семейства пишет картины-аллегории. Вот, скажем, большое полотно «Был свет истинный» (1989): подростки спешат на показ фильма «Маленькая Вера» и не замечают мать с младенцем, стоящую на дороге к храму. Отдельная любопытная серия — сдержанные по колориту пейзажи: серые, с жемчужными переливами, выражающие красоту северной природы. 

Иные сюжеты у Млады Финогеновой. Частый гость ее картин — дом. И не какой-нибудь, а деревенский: с иконами, изразцовой печкой, абажуром с бахромой, пузатым самоваром. Здесь всегда светло и чисто, лежат ароматные яблоки на столе, в вазах даже зимой — цветы... И, конечно, сюда хочется возвращаться: так бывает только в семье, где любят друг друга.

Работы сына художников, Антона Стекольщикова, нередко тяготеют к притчевости. Картина «Однополчане» (2010) посвящена двум бывшим товарищам. Один из них, уже пожилой священник, стоит на могиле павшего в бою друга. Яркие, красочные полотна — как, например, «Радостный июль» (2009): в фигуре мальчишки, уносящегося вдаль на велосипеде, и игре света и теней передана вся радость бытия. Или полотно «Борисоглеб уходящий» (2010): исчезающая Русь воплощена в сгорбившейся фигуре старушки, медленно бредущей куда-то в сторону. 

Впрочем, в картинах художников нет уныния, а грусть — если и ощущается, то светлая. Смешанная с надеждой, что для России все только начинается.