Три собаки в пикапе, не считая лошади

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

09.10.2015

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка фотографий легендарного Эллиотта Эрвитта. Наблюдательный и остроумный, сделавший тысячи ироничных портретов собак и их хозяев, он хорошо знаком отечественной публике. Однако проект «Цвет Эллиотта Эрвитта на Красном Октябре» показывает члена агентства «Магнум» с неожиданной стороны.

Его самые известные черно-белые кадры получались между делом: в перерыве между съемками. Для официальных заказов Эрвитт обычно использовал цветную пленку, правда, показывал результат не так часто. Большую часть нынешних снимков зрители увидят впервые. Причина — несовершенная техника, не позволявшая фотографам XX века как следует «развернуться» в цвете.

Эллиотт на выставке — очень разный. О работе в президентском пуле напоминает портрет Джона Кеннеди (1962). Еще из снимков того времени — раскуривающий сигару Фидель Кастро (1964) и красавица с оленьими глазами Софи Лорен (1962). Есть пробы в духе конструктивистских 1920-х: фото архитектурных сооружений Бразилии и каменных джунглей Нью-Йорка. Можно обнаружить даже не характерные для него лиричные кадры: например, опустившиеся на Капри сумерки (1977). 

Конечно, не обошлось без смешного. Например, бретонки в высоких головных уборах, куаффах, степенно шагающие по побережью и семенящая за ними собачонка. Или неожиданные гости в кузове пикапа — троица псов и... лошадь. Как и в черно-белых фото, Эрвитт демонстрирует умение выбивать у зрителя почву из-под ног. Но при этом, подобно настоящим документалистам, сохраняет гуманистическую интонацию.

Сам мэтр в Москву приехать не смог, однако «Культуре» удалось задать Эрвитту несколько вопросов.

культура: Правда ли, что в агентство «Магнум» Вас пригласил Роберт Капа?
Эрвитт: Да, это так. Мы познакомились в Нью-Йорке, на заре моей карьеры, в 1950 году — я как раз размышлял, что делать дальше. Ему понравилась пара моих снимков, и он предложил мне работу в крошечном фотоагентстве, когда я закончу военную службу. Так что официально я стал частью «Магнума» в 1953-м.

культура: Вы не раз говорили, что всегда носите с собой фотоаппарат. Как люди реагируют на нацеленный на них объектив?
Эрвитт: Без камеры снимать было бы трудно (смеется). Хотя лучшие из моих кадров — те, которые я так и не сделал: максимум, в воображении. А так — я почти всегда держу под рукой фотоаппарат, особенно во время путешествий. Стараюсь, чтобы люди меня не замечали. А если они все-таки обнаруживают, что их снимают, действую по ситуации.

культура: Ваш конек — черно-белая фотография. Почему?
Эрвитт: Не так уж и важно на самом деле, монохромный кадр или нет. Но в целом цвет мне кажется чересчур описательным, буквальным. А вот черно-белая пленка помогает ухватить самую суть.

культура: Собак вы фотографируете чуть ли не чаще, чем людей. Кто же Ваши любимые модели?
Эрвитт: Пожалуй, люди с собаками (смеется).

культура: На выставке есть портрет Мэрилин Монро. Помните работу с ней?
Эрвитт: Она была очень отзывчивой и разумной. Мы легко поладили. К тому же ее трудно плохо сфотографировать.

культура: У Эллиотта Эрвитта есть альтер-эго — модный фотограф Андре С. Солидор. Его творчество — пародия на нынешние глянцевые кадры. Для чего Вы его придумали?
Эрвитт: Захотелось поработать по-новому, попробовать снимать в современном ключе. Прикинул: почему бы ради разнообразия не стать как все?