Смычком по спине

Александр ПАНОВ

02.11.2013

В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась долгожданная выставка «Ман Рэй. Портреты», организованная лондонской Национальной портретной галереей. 

Это первая в России монографическая экспозиция одного из крупнейших художников-революционеров XX века, сюрреалиста и дадаиста, живописца и автора объектов, модельера и кинорежиссера. А главное — бесконечного экспериментатора в области фотографии.

Именно снимки Мана Рэя (или Эммануэля Радницкого) и привезли в Москву, но они никого не смогут шокировать или даже удивить. Из более чем сотни работ, сделанных с 1916 по 1976 год, пожалуй, лишь знаменитая «Скрипка Энгра» (1924) напоминает о неуемной фантазии и бунтарском духе художника. На спину обнаженной натурщицы в позе энгровской «Купальщицы Вальпинсона» он наносит эфы — резонаторные отверстия на смычковых. Тем самым уподобляя женское тело инструменту, на котором играет мужская похоть. А также напоминая, что сам Энгр был скрипачом-дилетантом. Дальше череда портретов знаменитостей и жен, друзей и подруг. Выполненных с отменным качеством, но чаще всего на заказ. Свидетельством чему — популярные журналы со снимками, сделанными для них Маном Рэем, разложенные в музейных витринах.

Без сомнения, посмотреть на Пикассо и Дали, Коко Шанель и Катрин Денёв, Аву Гарднер и Гертруду Стайн, да еще глазами великого мастера, дорогого стоит. Но, бродя по выставке, отчего-то вспоминаешь провокационное название манифеста, написанного Маном Рэем и Андре Бретоном — «Фотография — не искусство».