Под «Розой голубой»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.09.2015

Государственная Третьяковская галерея представляет художника-символиста, в наши дни незаслуженно обойденного вниманием. «Павел Кузнецов. Сны наяву» — это ретроспектива основателя знаменитой «Голубой розы». 

На стиль живописца, родившегося в Саратове, заметно повлияли работы его земляка Виктора Борисова-Мусатова. Считается, что именно под их воздействием Кузнецов выбрал особую декоративную манеру и оставался верен ей долгие годы. Многие ранние картины Павла Варфоломеевича будто подернуты нежной светло-синей дымкой — таков, например, знаменитый «Голубой фонтан» (1905). Подобный стиль вызывал у некоторых искусствоведов ассоциации с «Синей птицей» Метерлинка, а к самому художнику в итоге приклеился ярлык мечтателя. 

В конце 1900-х Кузнецов пережил кризис, однако вскоре испытал новый подъем, навеянный Востоком. В 1911 году на выставке «Мира искусства» он показал знаменитую «Киргизскую сюиту». Ряд полотен, относящихся к этому ориентальному циклу, можно увидеть на выставке в Третьяковке. В частности, здесь представлены картины «Вечер в степи» и «Мираж в степи» (обе 1912). Синие, будто опрокинутые в небо, эти работы демонстрируют некоторую вневременную ситуацию и подтверждают, что художник был не чужд мифопоэтическому мышлению.

Зрителям наверняка захочется проследить дальнейшую эволюцию живописца — познакомиться с яркими, красочными картинами, выполненными после 1920-х. И, конечно, восхититься мастерством художника, умевшего выразить через изображение обычного кочана капусты всю поэзию мироздания.