Чудеса да и только

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.07.2015

В выставочном зале «Тушино» — проект «100 чудес света», точнее, его вторая часть: первая была с успехом показана в прошлом году. Экспозиция вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным — сотня удивительных кадров живой природы, отобранных из более миллиона снимков.

На самом деле, это полноценный фестиваль, который объединил фотографов, сотрудничающих с известными журналами: National Geographic, Geo, «Вокруг света»… На выставке представлены работы мастеров из разных стран. География съемок — фактически вся планета. Впрочем, предпочтение отдано экзотическим уголкам земного шара. Вот, скажем, кадр Томаса Доусона: безмятежно улыбающаяся голова каменного Будды, окруженная стволами деревьев. Уникальна не только композиция: ветки так плотно оплели статую, что полностью скрыли ее «тело». Как поясняет подпись к фото, снимок был сделан в таиландском городе Аюттхая, основанном в 1350 году и до разрушения бирманцами в 1767‑м считавшемся крупнейшим населенным пунктом Земли (на начало XVIII века здесь проживало более одного миллиона человек). Или работа Юрия Бирюкова: яркие тибетские флажки лунгта, раскрашенные в цвета пяти стихий. В просветах между полотнищами видны фигуры молящихся монахов. Фото сделано в Непале — недалеко от места, где, по преданию, появился на свет Будда. Кадр Дэвида Лазара запечатлел египтянина, сидящего посреди гор мусора — старых калькуляторов, телефонов… Впрочем, не всех фотографов манят экзотические южные страны: некоторые держат курс на север. Так, на выставке можно увидеть гигантские фигуры, вырезанные из искрящегося снега при температуре минус 35 градусов на фестивале в Китае. Или покрытое льдом озеро Байкал, снятое Даниилом Коржоновым. Кстати, фотографий русской природы на выставке не так уж много. Однако те, что встречаются, великолепны. Как, например, снимок соленого озера неподалеку от Евпатории, сделанный Кириллом Грековым: нежно-розовая гладь воды, в которой отражаются пушистые облака, а также остатки деревянных свай, напоминающих мрачные скалы.

Еще одна популярная тенденция — макросъемка. Фотографируя насекомых, авторы нередко подмечают в «моделях» антропоморфные черты, отчего кадры становятся смешными. Вот, скажем, паук со странным рисунком на голове, похожим на гигантскую улыбку: точь-в-точь новый мультяшный герой. На снимке другого автора, Уды Дэнни, неопознанное насекомое в задумчивости чешет голову. Фотограф так и назвал работу: «Размышления». Впрочем, макросъемка может не только насмешить, но и восхитить — напомнить о красоте, присущей миру. И совершенно не важно, что на фото: насекомое, похожее на драгоценную брошку, с крыльями, покрытыми капельками росы, или обыкновенная снежника — гимн гармонии и симметрии.

Разглядывая яркие снимки со смелыми ракурсами, порой забываешь, чего стоило фотографу получить заветный кадр. Ведь это нередко часы, проведенные по колено, а то и по шею в воде, — и все ради того, чтобы снять диковинную лягушку или пугливую птицу. А иногда — опасное соседство с суровым хищником, обедающим пойманной дичью. В общем, не работа, а сплошное приключение, и в первую очередь — готовность жертвовать собой.