Мода на подмостках

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.06.2015

В ГЦТМ им. А.А. Бахрушина — настоящее визуальное пиршество: изящные кимоно, припудренные парики, воздушные пачки, необычные платья в стиле стимпанк. Здесь с 16 июня по 23 августа проходит грандиозный смотр «Театральный костюм на рубеже веков. 1990–2015». 

Сухие факты: 1200 экспонатов (в основном эскизы, фотографии, но есть и готовая одежда), 200 участников из 31 страны. Для художников это возможность на других посмотреть и себя показать. А для зрителей — познакомиться с последними тенденциями и заодно оценить масштабы глобализации.

Столь пристальное внимание к костюмам не случайно: сценография — плоть спектакля, оболочка действа. В экспозицию вошли эскизы, выполненные для драматических, балетных, оперных представлений и даже — для перформансов. Подобные выставки требуют вдумчивого подхода и многочасового погружения. С первого взгляда замечаешь лишь, что взаимопроникновение эпох и стилей в наши дни достигло апогея. Один из примеров глобализации — одежда отчетливо азиатского стиля для «Трубадура», поставленного китайским режиссером Вам Сяоином в Дании.

Что же касается отдельных стран, то российские дизайнеры представлены достойно: среди известных имен — Ольга Поликарпова, знакомая любителям оперы по костюмам к «Войне и миру» Сергея Прокофьева (МАМТ). В числе американских работ — много эскизов балетных пачек и колетов: к «Щелкунчику» и «Спящей красавице». На стенде канадцев — авангардные одежды для актеров, изображающих персонажей Ионеско (в этом же зале, кстати, можно полюбоваться на платье, сделанное из настоящего шоколада). А у египтян — минималистские костюмы для пьесы «Нет выхода» Жан-Поля Сартра. 

В целом в моде эклектика и постмодернистские цитаты: скажем, дизайнеры запросто могут приделать гофрированный воротник к современному наряду, состоящему из шорт и топика. Насколько уютно актерам в подобных костюмах, а также как это сочетается с оригинальной пьесой или либретто, — уже другой вопрос.