Репортер без границ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

28.05.2015

Мультимедиа Арт Музей представляет ретроспективу одного из основателей агентства «Магнум» Роберта Капы. Эндре Фридман, так по-настоящему звали фотографа, считается отцом фотожурналистики. Много лет он освещал военные конфликты и погиб во время очередной съемки — в 1954 году подорвался на мине в Индокитае, делая репортаж для журнала LIFE.

Прославивший его кадр «Смерть республиканца» (1936) получился совершенно случайно. По признанию Капы, он просто высунул руку из окопа и, не глядя, несколько раз нажал на кнопку. Снимок, запечатлевший испанского солдата в момент гибели, задал новые стандарты фотожурналистики. А Капа продолжал работать, рискуя жизнью. Например, высадку американских войск в Нормандии снимал, стоя в холодных волнах: вокруг свистели пули и один за другим умирали солдаты. К сожалению, фотолаборант, проявлявший пленки, случайно испортил негативы, и из ста шести кадров уцелели лишь восемь.

Военные фотографии Капы ценны, скорее, с документальной, чем с художественной точки зрения. В плане эстетики они уступают работам другого основателя агентства «Магнум» Анри Картье-Брессона. Зато снимки, сделанные в спокойной обстановке, ничуть не хуже. Вот, например, портрет немецкого военнопленного на привале (1944): воинственное, даже свирепое лицо. Человек, попавший в унизительное положение, совсем не выглядит сломленным: а как уж к этому относиться — решать зрителю.

Отечественной публике будет интересно взглянуть на путешествие по Советскому Союзу: сельские кадры, виды разрушенного Сталинграда, портрет Константина Симонова... Писатель Джон Стейнбек, путешествовавший вместе с ним по СССР, вспоминал, что фотограф — как настоящий перфекционист — большую часть времени волновался насчет пленок, а срывавший съемки дождь воспринимал как личное оскорбление. Однако затем сделал народную стрижку «под горшок» и успокоился.