Гир на бензоколонке

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.05.2015

Мультимедиа Арт Музей завершает показы в рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии–2015». На этой неделе в столице открылась ретроспектива глянцевого фотографа Херба Ритца «На свету». 

Мастер, ушедший из жизни в 2002-м, был не только асом fashion-фотографии, которой посвятил больше двадцати лет, но и известным клипмейкером. К примеру, на его счету — чувственное и красивое видео «Wicked games» — с океаном, пальмами и моделью Хеленой Кристинсен, снятое на песню Криса Айзека.

Основу выставки составляют снимки знаменитостей, которых Ритц безжалостно заставлял выделывать странные вещи: лишь бы получить эффектный кадр. Скажем, без подписи не поймешь, что человек, изогнувшийся в нелепой позе — так, что и не видно, где рука, а где гладко выбритая голова, — голливудская звезда Деми Мур. Впрочем, есть и вполне традиционные портреты. Например, знаменитый снимок Мадонны — обложка ее альбома «True Blue». А еще утонченный Дэвид Боуи, сахарный Джон Траволта в фуражке пилота, надувший щеки Диззи Гиллеспи или Джек Николсон в гриме Джокера. И, конечно, фото, прославившее и автора, и модель: случайный снимок красивого парня на бензоколонке, ставшего вскоре — не без помощи Ритца — знаменитым Ричардом Гиром.

Кроме того, здесь много ню, поражающих чувственностью — порой даже излишней, хотя самые смелые фотографии в Москву не привезли. Может, это и к лучшему: на поле «обнаженки» Ритц проигрывает Роберту Мэпплторпу — хулигану и провокатору, умевшему делать строгие геометричные кадры. Впрочем, подобная тяга к графичности была свойственна и Хербу Ритцу. Он совершенно не увлекался психологизмом и смотрел на тела людей исключительно как на красивые плоскости, часто не беря в кадр лица. Знаменитости, супермодели, африканские женщины — все это было лишь инструментами, с помощью которых Ритц творил графику в свете.