Первый театр на деревне

Сергей ГРОМОВ

11.01.2019

В наступившем году «Культура» отметит 90-летний юбилей. И конечно же, на этой странице нам будет что вспомнить — благодаря сохранившемуся архиву нашей газеты, в разные времена носившей также названия «Рабочий и искусство», «Советское искусство», «Советская культура».

85 лет назад в старинном городке Венёве (тогда это было Подмосковье, а сейчас административная единица Тульской области) появился первый в СССР стационарный колхозный художественный театр. «Советское искусство» в номере за 14 января 1934 года посвятило знаменательному событию пафосную передовицу, а в специальной заметке в духе времени оповестила читателей (орфография сохранена): «Торжественное заседание... открыл от имени райпартконференции начальник политотдела Веневской МТС т. Носовский. В своем вступительном слове он подчеркнул, что только в результате победоносной пролетарской революции и огромных побед на фронте социалистического строительства, одержанных трудящимися Советского союза под руководством ленинской партии, оказался возможным тот небывалый рост культуры в недавно еще отсталой стране, одним из выражений которого является организация театра, постоянно работающего в деревне... После торжественного заседания театром была представлена пьеса Н. Погодина «Мой друг»; роль Гая исполнил художественный руководитель театра М. Е. Лишин. Спектакль имел большой успех у зрителей».

В целом процитированный четырехполосный номер «Советского искусства» наталкивает на мысль о том, что 1934-й тоже был как будто бы провозглашен Годом театра. Искусству сцены оказались посвящены более половины редакционных материалов, о чем прямо свидетельствуют бесхитростные заголовки: «Три пьесы к съезду», «Как мы ставим «Егора Булычева», «Художник Советского театра», «Балетные постановки», «Театр «Страны гор», «Сезон в Тифлисе», «Строить новые театры», «Неудавшийся спектакль», «Смотр молодых театров», «Театральный блокнот».

Сегодня вряд ли можно согласиться с «т. Носовским» насчет безнадежной отсталости дореволюционной России в сфере высокой культуры, однако то, что в годы первых пятилеток в полуголодной, все еще экономически слабой стране создавались колхозные драмтеатры — факт показательный. И даже в какой-то мере поучительный.