Система Яшина

Сергей ГРОМОВ

14.12.2018

55 лет назад, 17 декабря 1963-го, легендарному футбольному вратарю Льву Яшину был присужден «Золотой мяч» — приз лучшему игроку Европы. Лев Иванович, согласно опросам авторитетнейших международных футбольных организаций, является сильнейшим вратарем мира за весь XX век. В составе советской сборной он становился чемпионом Олимпийских игр 1956-го, победителем первого чемпионата Европы в 1960-м, а вместе с московским «Динамо» пять раз завоевывал золотые медали первенства СССР.

Вратарская школа Яшина по своему значению сопоставима, пожалуй, с системой Станиславского. Как Константин Сергеевич научил актеров многим премудростям игры на сцене, так и Лев Иванович показал-объяснил всем стражам футбольных ворот, ЧТО может и должен делать на поле голкипер. Сегодня эта наука представляется как азы мастерства. Но до тех пор, пока место в «раме» не занял Яшин, никто в мире и не помышлял о том, что находящийся на последнем рубеже человек в свитере способен эффективно начинать атаку своей команды, выдавать хороший первый пас, выходить далеко за пределы вратарской площадки, командовать защитниками, словно сержант новобранцами.

Его современников, среди которых было немало футбольных звезд первой величины, удивлял не только тактический арсенал советского мастера — многие были поражены реакцией и хладнокровием Яшина при отражении штрафных ударов, включая одиннадцатиметровые. Говорят, что на боевом счету Льва Ивановича около сотни побед в очных дуэлях с пенальтистами. Это, конечно, миф, однако основан он отчасти на реальных событиях и статистике: процентное соотношение «спасений» к числу пробитых пенальти у Яшина поистине феноменально.

«Когда я играл — восхищался Яшиным!» — это высказывание короля футбола Пеле звучит в разных вариациях вот уже более полувека. И спорить с подобной оценкой бессмысленно.


Фото на анонсе: С. Соловьев/РИА Новости