В равноправии нам равных нет

Сергей ГРОМОВ

29.06.2018

70 лет назад, в июне-июле 1948-го, в Париже проходила примечательная во всех смыслах выставка «Женщина, ее жизнь и стремления». Некоторые отечественные издания того времени именовали ее несколько иначе: «Женщина в искусстве и народном творчестве» или даже «Международная выставка женского творчества». Последнее название, несмотря на неполиткорректную в глазах «прогрессивной общественности» XXI века формулировку, характеру мероприятия соответствовало более прочих. Организаторы парижского арт-форума действительно провели четкую грань по гендерному признаку. В павильоне, где демонстрировались работы советских представительниц прекрасного пола, были выставлены примеры живописи, скульптуры, художественной миниатюры, росписи по дереву, резьбы по кости, чернения по серебру, а также шитье, кружева, изделия из майолики и фаянса. Гости выставки получили редкую возможность воочию оценить мастерство Веры Мухиной, Анны Голубкиной, Зинаиды Ковалевской, Сарры Лебедевой, Веры Орловой, Кетеван Магалашвили, Серафимы Рянгиной, Татьяны Яблонской и других талантливых художниц.

«В книге отзывов о советском павильоне имеется свыше 2000 записей. Многие посетители благодарят СССР, Советскую Армию, товарища Сталина за освобождение стран Европы от фашистского ига, за борьбу, которая ведется советским народом в защиту мира и демократии», — читаем в газете «Советская культура» за 10 июля 1948-го.

В те годы наше государство было впереди планеты всей не только в деле защиты мира: в плане равноправия советское общество также сильно выделялось на фоне всех остальных. Более того, страшная война привела, увы, к чудовищному дисбалансу, вынудила женщин овладевать «сугубо мужскими» профессиями намного чаще, нежели в 1920–1930-е.

Сегодня Россия не соревнуется с Западом в борьбе за равноправие. Нам оказалась ближе логичная мысль о том, что талант от пола не зависит. Женщины возглавляют музеи, пишут романы и картины, блистают на сцене наравне с мужчинами, и никаких квот для этого не нужно.