Азбука классика классикой не стала

Сергей ГРОМОВ

10.11.2017

145 лет назад, 13 ноября 1872 года, вышло первое издание «Азбуки Льва Толстого». Писатель планировал выпустить полноценное пособие для младших классов по всем предметам, разрабатывал цельную и неповторимую систему начального школьного образования.

«Гордые мечты мои вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть», — признавался Толстой в одном из писем.

Но сброшюрованный из четырех частей том, который включал в себя материалы по изучению русского и церковно-славянского языков, арифметики и естествознания, художественной литературы, христианских текстов и фольклора, а также подробные методические советы преподавателям, оказался невостребованным. «Азбука» не идет, — жаловался автор неизменно доброжелательному по отношению к нему критику Николаю Страхову, — ее разбранили в «Петербургских ведомостях».

Все мы помним «Филипка» и «Лгуна», «Льва и собачку» и «Трех медведей», толстовские миниатюры и басни, собранные Львом Николаевичем загадки и поговорки. Знаем также, что в Ясной Поляне он и лично, и через нанятых учителей обучал крестьянскую детвору грамоте, азам наук. Но как выдающийся педагог автор «Войны и мира» все-таки не прославился.

Его простая система сегодня, конечно, смотрится архаично. Но есть в ней ключевая интонация, которая актуальности своей не растеряла. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых», — писал Толстой. Школа, конечно, нужна именно для этого, а не для того, чтобы впихнуть в ребенка определенную сумму знаний.