Геометрический дух Ле Корбюзье

Сергей ГРОМОВ

06.10.2017

130 лет назад, 6 октября 1887 года, родился Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, которого во всем мире знают как Ле Корбюзье. Наглядные свидетельства его влияния на современное зодчество разбросаны по всей планете: спроектированные архитектором здания есть в Швейцарии (на родине Жаннере-Гри), Франции, Германии, Италии, Индии, США, Аргентине и, конечно, в России.

По рисункам и макетам воздвигнутых им объектов школьники могут изучать геометрию. Математическая правильность вкупе с «пятью отправными точками» Ле Корбюзье (столбы-опоры, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна, свободный фасад), а также возникший в первой половине XX столетия союз стекла и бетона послужили основой для развития конструктивизма, функционализма и некоторых других направлений в градостроительстве.

В Москве по проекту француза в 1928–1936 годах было возведено здание Центросоюза, расположенное на Мясницкой улице. Два года назад там открыли памятник Ле Корбюзье. К слову, ни у кого никаких претензий этот монумент не вызвал. При том, что Ле Корбюзье считается выдающимся архитектором, одним из тех, кто определил облик нынешних мегаполисов, его художественный метод до сих пор остается предметом полемики. Одни считают классика последовательным разрушителем национальных традиций и цитируют якобы произнесенные им в 1924 году на заседании масонской ложи «Звезда Востока» слова: «Мы за новые пути в создании городов. Что же касается Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы... каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения. Единственный возможный проводник здесь, повторяю, — это геометрический дух». Другие же, напротив, полагают, что деятельность мастера сыграла положительную роль в развитии искусства, предвосхитила и стремительный рост населения крупных городов, и колоссальное увеличение транспортного потока.

Спорить о Ле Корбюзье в России будут, по-видимому, еще долго. Хотя бы потому, что для кого-то Новый Арбат (бывший проспект Калинина), выстроенный по его лекалам, — чуть ли не совершенство, воплощенный градостроительный идеал, а для кого-то, в точном соответствии с высказыванием Юрия Нагибина, — «вставная челюсть Москвы».


Фото на анонсе: Владимир Федоренко/РИА Новости