Его превосходительство

Сергей ГРОМОВ

22.09.2017

150 лет назад, 27 сентября 1867 года, родился Владимир Май-Маевский. Сегодня это имя вряд ли кто-то вспомнит. Однако мы давно и хорошо знакомы с кинематографическим воплощением генерала, и если поклонникам советских фильмов о Гражданской войне задать вопрос, в какой из картин встречается Владимир с редким отчеством Зенонович, то многие наверняка воскликнут: «Так это же «его превосходительство», командующий Добровольческой армией. У него капитан Кольцов адъютантом служил».

Май-Маевский — действительно прототип генерала Ковалевского, роль которого безукоризненно сыграл Владислав Стржельчик. Действие некогда сверхпопулярного мини-сериала, снятого режиссером Евгением Ташковым в 1969 году, происходит преимущественно в занятом белыми Харькове. В этот город Май-Маевский и его войска вошли летом 1919-го. Сценарий «Адъютанта…» основан на реальных событиях, что, конечно, не помешало художественному вымыслу.

Скажем, никогда не существовавший в действительности Павел Андреевич Кольцов в исполнении блистательного Юрия Соломина стал одним из самых любимых киногероев советской эпохи. Нельзя не сказать и о том, что кинематографисты второй половины 1960-х исказили образ белого генерала, но в пользу героя. Реального Владимира Зеноновича — весьма сурового и непримиримого по отношению к большевикам, к тому же уволенного в конце 1919-го со своего высокого поста за кутежи — на экране представили как во всех смыслах трезвого, благородного добряка и внушающего симпатии аристократа-военачальника.

Отечественное историческое кино удается не тогда, когда следует тем или иным пропагандистским целям, а лишь в том случае, если занято делом национально-исторического примирения. Тем самым, о котором мы так много говорим в последние десятилетия. Пример бережного обращения с памятью Май-Маевского, человека противоречивого и сложного, показывает, что свой же собственный опыт (а советские кинофильмы дают материала для анализа в избытке) лишним не бывает.