Коллектор картин русских

Сергей ГРОМОВ

08.09.2017

В эти дни 125 лет назад Павел Третьяков отправил в Московскую городскую думу историческое заявление, предлагая принять в дар бесценную коллекцию, а также знаменитый теперь на весь мир особняк в Лаврушинском переулке. 

«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», — так купец-меценат объяснил в письме дочери свое кредо. Реализацию давнего замысла ускорило несчастье: месяцем ранее Павел Михайлович проводил в последний путь внезапно скончавшегося младшего брата Сергея, видного собирателя предметов искусства, преимущественно западноевропейского.

Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых — так она называлась первоначально — открылась для посетителей 27 августа 1893 года. Ее основу составили шедевры национальной живописи, многие из которых хорошо знакомы нам и по сей день. Взоры первых посетителей Третьяковки приковывали к себе «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина, «Тройка» Василия Перова, «Всюду жизнь» Николая Ярошенко, пейзажи Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Василия Поленова и многие другие великие полотна.

Последней картиной, которую купил для своего собрания Павел Третьяков, стали васнецовские «Богатыри», а прощальные слова мецената перед смертью оказались, как и вся его жизнь, просты и внятны: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Сегодня, наблюдая время от времени километровые очереди на выставки произведений отечественных мастеров или замечая огромный интерес к сценическим постановкам с хрестоматийными названиями, мы должны осознавать: Россия очень многим обязана не только художникам, литераторам и архитекторам, но и купцам: братьям Третьяковым и Савве Мамонтову, Савве Морозову и Алексею Бахрушину, Гавриле Солодовникову и Козьме Солдатенкову. Без их поддержки русское искусство второй половины XIX — начала XX века едва ли достигло бы своих высот.


Иллюстрация на анонсе: И. Е. Репин. «Портрет П.М. Третьякова». 1901