На звонко скачущем коне

Сергей ГРОМОВ

18.08.2017

235 лет назад, 18 августа 1782 года, на Сенатской площади Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие памятника Петру I, известного также — благодаря Пушкину — под именем Медный всадник. История создания величественного монумента, одной из визитных карточек города на Неве, полна любопытных подробностей и даже обросла легендами. Три сюжета известны почти всем. Во-первых, работы над конной статуей и массивной каменной глыбой, избранной для пьедестала, длились почти 14 лет. Во-вторых, Этьена Мориса Фальконе как будущего автора скульптуры порекомендовали Екатерине II ее знаменитые французские корреспонденты Дидро и Вольтер. И, наконец, в-третьих, на самом деле всадник с конем были отлиты не из меди, а из бронзы.

Все это действительно интересно (особенно факт косвенного соучастия в наших сугубо российских делах философов-просветителей), однако более важным представляется культурологический контекст события. Напомним, что Медный всадник — по сути, первый полноценный городской памятник из тех, что были когда-либо воздвигнуты в России и сохранились до наших дней.

Светское монументальное искусство Петру Великому не казалось забавой. Монарх намеревался увековечить в камне и металле себя самого и многочисленных соратников. Например, император лично заказал Бартоломео Карло Растрелли бронзовый бюст Сергея Бухвостова, который некогда первым записался в «потешный» Преображенский полк. В годы правления трех императриц традиция окрепла: колонны, обелиски, бюсты заполнили усадьбы и самих монарших особ, и наиболее крупных российских сановников. Но то были частные работы, выполненные для сильных мира сего. Никто бы не подумал явиться в личный парк вельможи, чтобы полюбоваться архитектурой и оценить памятник.

Только в 1782 году пришел черед для установки монумента, который бы явил подданным империи простой и ясный эстетический канон. Пушкинский Евгений напрасно спасался от грозного всадника: под тенью монумента русскому искусству впредь дышалось вполне вольно.


Илюстрация на анонсе: М.Ф. Дамам-Демартре. «Петровская площадь»